Традиции народов мира: татарская свадьба. Традиции татарской свадьбы


ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ, ОБРЯД НИКАХ СвадЪба .рф

Татары, будучи расселенными от Сибири до Крыма, имея некоторые языковые различия, вправе считать себя единой нацией, с богатейшим литературным языком, очень древней культурой, сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Наиболее ярко проявляется историческая память нации в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба развивалась и видоизменялась в тесной связи с историческими событиями, происходившими на обширных территориях проживания татар. Но при этом прослеживается наличие единства свадебных обрядов, хотя названия свадебных обрядов, чинов и угощений называются различными терминами у разных групп татар. Так, основным различием у татар-мусульман и православных татар-кряшен является религиозный обряд бракосочетания, у мусульман – это проводимый на дому обряд никах, а у христиан – венчание в церкви.

Торжественные обряды, которыми сопровождается создание новой семьи, у татар издавна своеобразны и красивы. Они сохранили некий магический смысл для обеспечения достатка, спокойствия и многодетности семьи. В начале ХХ века исследователь Г. Ахмеров выделял такие формы заключения брака в татарской культуре: по сватовству, похищение невесты и добровольный уход к жениху. Для свадебного обряда татар до начала XX в. было характерным заключение брака по сватовству. Эта форма бракосочетания, в отличие от похищения невесты и добровольного ухода девушки к жениху, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, устоявшиеся обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (количество гостей, длительность свадебных гуляний, богатство подарков).

Порядок проведения свадьбы был следующим.

 

От родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски — калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили предметы обихода, одежда, головные уборы, обувь, постельные принадлежности. Полагалось также передать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданного невесты при этом особо не оговаривался. Далее следовал сговор, во время которого сторона невесты передавала в подарок скатерть или полотенце, а сторона жениха чаще всего передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.

 

Официальная часть мусульманской свадьбы, называемая никах, никах туй, проводилась в доме невесты. Родители жениха были на ней главными гостями. Однако на свадьбу родственники жениха приезжали не с пустыми руками, а привозили определенные угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех, участвующих в свадьбе родственников, были оговорены: часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу, а другая часть родни приглашала к себе родственников жениха и заботилась о них, угощая и предоставляя ночлег, так как свадьба продолжалась не один день.

 

Основной обряд никах проводил мулла. В особой книге мулла записывал условия, на которых заключался брак. При этом перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха, а также оговаривалась сумма выплаты жене в случае расторжения брака по желанию мужа. Жених и невеста при этом не присутствовали, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту — свидетели. Свидетели специально интересовались о согласии невесты, находящейся либо в другой комнате, либо просто за занавесью. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.

Гости праздновали свадьбу в доме невесты два или три дня, а после их отъезда готовились к приезду жениха. Помещение для молодой пары тщательно украшали предметами из приданного невесты, это было их пристанищем на несколько дней — на период первого приезда жениха. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп и за въезд во двор, и за возможность войти к невесте, а также тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Особо ценный подарок подносился супруге. Первый приезд жениха длился от 2-х до 6-ти дней, затем он уезжал к родителям и далее навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

 

После полного погашения калыма молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции: мать мужа стелила под ноги невестке мягкую подушку или шубу, встречая молодую добрыми словами. В доме невестка должна была повесить полотенце, а затем уже сесть к столу и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. По давним приметам так полагалось поступить, чтобы молодая жена была мягкой, покладистой и уживчивой. Обычай погрузить руки молодой жены в муку соблюдали для того, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Существовали еще обычай украшения дома предметами из приданного невесты и обычай показа молодой дороги к роднику. Невестка одаривала всех родственниц, которые участвовали в этом действе.

 

После переезда молодой в дом мужа продолжались угощения как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников, молодожены навещали дом родителей жены, а те в свою очередь наносили визит в дом жениха.

 

Формы заключения брака у татар, отличные от описанных трех и сформированные к началу XX в., были менее распространены. Так, к похищению невесты, наиболее древнему и первобытному виду бракосочетания, женихи обращались только в случаях, когда не удавалось договориться и получить согласие невесты и ее родителей. После похищения родители невесты и сама похищенная соглашались на брак, дабы избежать позора. В похищении были тоже определенные правила, которых придерживались: никогда не похищали вдов, более зрелые женихи и вдовцы тоже не прибегали к такому виду брака. Девушек из своей родни, а также незнакомых девушек не похищали. После похищения жених обязан был выплачивать гораздо больший калым, свадебный обряд проходил в доме жениха более упрощенно.

 

Иногда похищение устраивалось по соглашению сторон, было просто инсценировкой, что позволяло значительно сократить расходы на свадьбу.

 

Добровольный уход девушки к жениху – третий вид брака, распространенный в начале прошлого столетия. Он был основан на обоюдном желании вступить в брак, хотя и осуждался общественным мнением. Такой вид брака имел некоторые преимущества: юноше и девушке не надо было ждать очереди вступления в брак за старшими братом или сестрой, условия свадебной сделки диктовали родители жениха, и это влияло на размер калыма – он назначался меньшим. В основном, такие виды брака, как похищение и добровольный уход к жениху осуждались и поэтому были достаточно редки на рубеже XIX — XX веков.

 

У татар-кряшен свадебный обряд был несколько изменен. Под венец молодую пару провожали посаженные родители (в основном близкие родственники жениха), а после обряда венчания молодая супруга жила в их доме. Основная свадьба проходила в доме мужа, куда перевозили невесту уже облаченную в женский головной убор.

Свадебное застолье на татарских свадьбах также отличалось соблюдением вековых национальных традиций. На татарской свадьбе обязательно подавали свадебного гуся и особые ритуальные свадебные блюда – чак-чак и губадию. Изготовление свадебного пирога губадии доверяли специальным мастерицам, чак-чак обычно готовила сторона невесты, а гуся привозили родственники жениха или готовили блюда из гуся от обеих сторон. Существовали определенные правила подачи на стол и разделывания ритуальных блюд, этот процесс всегда сопровождался одариванием молодоженов подарками и деньгами.

 

На свадебные обычаи и обряды татар сильное влияние оказывали изменения в жизни всего общества. Начало XX века было очень сложным. Тяжелые годы восстановления после гражданской войны, материальные лишения привели к упрощению, к менее строгому соблюдению свадебной обрядности. Период от 30-х до 60-х годов характеризовался сокращением традиционных и появлением новых свадебных обрядов.

xn--80aaccl9e2c.xn--p1ai

Традиции татарской свадьбы | Национальный свадебный портал

Традиции татарской свадьбы

Традиции – это не только важная и неотъемлемая часть свадебного национального обряда, но и кладезь интересных фактов. О том, как проходит традиционная татарская свадьба, мы поговорили с Эльмирой Калимуллиной, финалисткой проекта Голос на Первом канале, заслуженной артисткой Республики Татарстан РФ.

Дата публикации: 25.08.2016

HappySvadba: Эльмира, расскажите, пожалуйста, нам о татарской свадьбе: как проходит, каковы ее отличия от традиционной русской свадьбы.

ЭК: Как и у любого народа, свадьба у татар имеет некоторые особенности. Конечно, в разных регионах традиции могут отличаться некоторыми деталями, но общие черты сохраняются. Бракосочетание у татар – это, в первую очередь, «никах».

Никах – церемония религиозного закрепления союза мужчины и женщины, однако, в отличие от других конфессий, «никах» может быть прочитан как в мечети, так и дома у невесты. Поэтому когда браком сочетаются татарские парень с девушкой, то сначала, за некоторое время до официальной церемонии в ЗАГСе, проводится этот красивый обряд.

Для того чтобы религиозная церемония никах состоялось, должно быть выполнено несколько условий. Во-первых, жених должен согласовать с невестой и подготовить ей свадебный подарок, так называемый, «махр». Важное условие, что нельзя подарить все, что захочется жениху, свадебный подарок должен быть девушке по душе, и об этом ее обязательно спросят на церемонии. Во-вторых, на церемонии должно быть не менее двух официальных свидетелей – совершеннолетних мужчин мусульман.

Сама церемония заключается в том, что у жениха и невесты после прочтения определенных сур из Корана спрашивают в присутствии свидетелей и гостей, согласны ли они быть мужем и женой друг друга. Если оба дают положительных ответ, то они объявляются мужем и женой перед людьми и Всевышним.

По сути, никах аналогичен с венчанием у христиан. Небольшая разница лишь в том, что венчаются, насколько я знаю, только в церкви, а никах может быть прочитан и в мечети, и в доме невесты, и в зале, где будет свадебное торжество.

Хотя это, наверное, связано с тем, что раньше религиозные обряды не приветствовались, поэтому проведение никаха жених с невестой не афишировали. Теперь же, все чаще, никах читают именно в мечети, это и красивее и намного торжественнее. Ну и важный момент, про который я писала выше – это свадебный подарок «махр».

То, какой подарок жених будет дарить своей будущей жене, всегда заранее согласовывается. На церемонии у нее спросят, нравится ли ей такой подарок и согласна ли она его принять, а сам подарок записывают в свидетельстве – документе, который в мечети выдают после никаха.

После этого можно провести свадебное застолье. Тут важно, чтобы среди угощений не было того, что считается недопустимым для мусульманина, в первую очередь не должно быть алкоголя и свинины. Как правило, на никах приглашают родственников и ближайших друзей.

Свадьбе обязательно предшествует сватовство или «кыз сорау». Когда семья жениха приходит в гости в дом невесты, и глава семьи официально просит руки девушки для своего сына. Обычно здесь же договариваются о дате церемонии, месте ее проведения и оговаривают свадебный подарок. Поэтому в сам день свадьбы не бывает церемонии выкупа. Хотя в разных местах могут проводить свадьбы по-разному.

Кроме этих, чисто религиозных правил, есть некоторые другие традиции. И жених, и невеста к свадьбе готовят подарки для родителей и близких родственников друг друга. От жениха на свадебное застолье должны быть подготовлены два больших чак-чака и два специальных образом вяленых гуся (по-татарски «татлаган каз») – это очень вкусные угощения, можете мне поверить на слово. Один чак-чак и гусь ставятся на стол в качестве угощения, а вторые жених с невестой забирают с собой. Невеста же, кроме подарков, готовит приданное – это подушки, постельное белье и полотенца для всех, кто будет жить с ней в новом доме.

Еще один красивый обряд – «кыз тошеру» или «встреча невесты». Обычно он проводится в доме родителей жениха или там, где молодые будут жить. Девушку у порога дома ставят на подушку и дают отведать свежего хлеба, масла и мёда, чтобы жизнь ее в новом доме была приятной.

HappySvadba: татарская невеста: как готовится невеста?

ЭК: Особенно приятная часть предсвадебных хлопот – это выбор платья. Сейчас очень много дизайнеров, отшивающих красивые и женственные наряды, которые при этом соответствуют нормам ислама. Платье невесты на «никах» может быть практически любого цвета, не обязательно белым. Отдельным украшением невесты является и головной убор, это может быть специальным образом повязанный платок или же традиционный татарский «калфак» (женский головной убор).

HappySvadba: какие особенности национального костюма?

ЭК: Традиционный татарский мужской костюм включает обычно рубашку, брюки, жилетку с традиционным орнаментом, в начале прошлого века татарская интеллигенция носила казакин, и сейчас эту моду пытаются возродить, но чаще всего сегодня мужчины татары надевают на никах и свадьбу обычные официальные костюмы, главное отличие - это головной убор - тюбетейка.

Так как никах и свадьба проводятся в разные дни, то и платья у невесты разные. И если платье на никах строго соответствует нормам ислама, то на свадьбу покупают платье на свой вкус, хотя сейчас дизайнеры шьют очень много свадебных платьев, которые и красивы и при этом полностью соответствуют религиозным правилам.

Эльмира Калимуллина - Заслуженная артистка Республики Татарстан, финалистка национального вокального проекта «Голос» на Первом канале (2012). В 2013 году стала послом Универсиады в г. Казани. С 2014 года – актриса театра Константина Хабенского, исполняет роль Багиры в мюзикле «Поколение Маугли». В 2015 году получила почетное звание посла Чемпионата Мира по водным видам спорта в Казани. В 2016 году в составе шоу Ильи Авербуха «Ледовая симфония» открывала Чемпионат Мира по хоккею с мячом в Ульяновске. Также в 2016 году стала послом второго по счёту Казанского марафона вместе с Верой Брежневой, Бастой и Стасом Пьехой. Активно занимается социальными проектами Республики Татарстан, учредитель независимого вокального конкурса «Караолька».

#свадьба #традиции #HappySvadba.ru #свадебная подготовка #свадебный образ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рецепты Девичник со вкусом 01.10.2018 Сексуальный гороскоп Сексуальный гороскоп: Скорпион 25.09.2018

happysvadba.ru

Традиции татарской свадьбы | Свадьба

Молодые люди в настоящее время стараются вернуться во времена соблюдения всех правил и традиций. В особенности, когда речь идет о проведение свадьбы. Это праздник должен стать самым особенным в жизни молодых, из родителей и самых близких.

У мусульман, брак считается законным и действительным только при полном соблюдении всех традиций. Самым главным свадебным обрядом считается – никах. Иными словами, процесс заключения брачных отношений по правилам и требованиям шариата. Регистрация брака между молодой парой в ЗАГСе в исламе не считается законной.

Без проведения никаха, гражданский государственный брак считается лишь сожительством. Традициям заключения брака у мусульман существуют несколько веков и правила не меняются.

Священная книга мусульман «Коран» строго запрещает вступление девушки мусульманки замуж за мужчину другого вероисповедания. У мужчин также есть ограничения в выборе спутницы жизни, но исключением могут стать девушки христианской веры и иудейки.

data-ad-format="fluid" data-ad-layout="in-article" data-ad-client="ca-pub-0464472952861106" data-ad-slot="9562709961">

Церемония заключения брак состоит из строго соблюденных последовательностей: сговор, сватовство (хитба), переезд избранницы в дом будущего супруга (зифаф), официальное светское празднование (валима), фактическое заключение брачного договора (никах).

Отношения до вступления в брачные отношения

По моральным правилам и устоям мусульманского воспитания, молодые люди до заключения брачного союза имеют возможность видеться только в присутствии родственников. По правилам жениху можно видеть лишь лицо и кисти рук возлюбленной. даже легкие прикосновения не дозволены по священными писаниями.

В зависимости от национальности и общинного отношения в обрядах, что происходят до брака встречаются некоторые различия. Необычное название «ночь хны» носит одна из традиций восточных стран. Это церемония проводов или в современной обработке, "Девишник" "мальчишник" молодых.

Девушки и женщины из близкого окружения девушки съезжаются в ее дом, и устраивают пышный праздник. Вечер наполнен советами опытных семьянинок, секретами счастливой жизни, а молодые девушки занимаются росписью ладоней и ступней невесты хной. Рисунки несут в себе тайны разнообразия узоров. Практически то же самое происходит в доме будущего семьянина. До самого рассвета разрешены гуляния в необыкновенный вечер.

Процесс бракосочетания.

У мусульман религиозная и светская церемония заключения брака совершенно не зависят друг от друга, об этом говорилось чуть ранее. Многие пары проводят никах за несколько дней до официального момента бракосочетания, а порой и за несколько месяцев.

Церемония в основных случаях происходит в самой мечети, иногда служителей священного дома мусульмам молода пара приглашает в дом, под руководством имама или муллы. Для традиции обязательно наличие двух свидетелей и опекуна невесты. В процессе для молодой невесты, будут прочитаны все нормативные требования и допустимые проявления, которые строго прописаны в писаниях Корана. Жених же должен огласить перед опекуном невесты и свидетелей, дар для избранницы, который он обязуется выплачивать в течении жизни или единожды при разводе.

Правила заключения брачных отношений строги и не допускают нарушений. Все происходит согласно писаниям Священной книги мусульман. При заключении и перед подписаниям договора, обе стороны должны внимательно ознакомиться с условиями, прописанными в данном документе. Выданное в мечети свидетельство считается законным документом во многих странах. В завершении церемонии молодожены обмениваются кольцами. Обручальные украшения могут быть серебряными или золотыми. Для проведения подобного мероприятия молодые люди должны все продумать, подготовить соответствующие правилам наряды, убранства и угощения.

Торжественная часть

Мусульмане накрывают праздничный стол с соблюдением всех правил шариата. Который строго запрещает наличие алкогольных напитков. Стараются пригласить всех родственников. Возможно даже тех, кто и не входит в круг самых близких. Это признак гостеприимства и уважения к гостям молодой семьи. Столы просто переполнены сладостями, восточными чудесными блюдами. Традиция делить молодоженами свадебный торт и лично угощать каждого гостя, пришла именно с востока и прослеживается по сей день.

mytoasts.ru

Татарские свадебные традиции - Nashasvadba.net

Татарская свадьба

У каждого народа — неповторимые свадебные традиции. Татарские свадебные традиции схожи со свадебными обрядами мусульман, но все же у них есть свои особенности. Портал Nashasvadba.net познакомит с ними поближе.

Сватовство

 Как и многие другие народы, татары придерживаются такой традиции как сватовство. Однако в данном случае сватами могут быть как родители жениха, так и профессиональные сваты или свахи.

В обязанности свахи обычно входило назначение даты свадьбы, согласование размера калыма (выкупа за невесту) и прочие приготовления к самой свадьбе. Стоит сказать, что данный этап, предшествующий самой женитьбе, мог длиться несколько недель. За ним следовал этап так называемого сговора, который неотъемлем от другой общеизвестной свадебной традиции – помолвки жениха и невесты.

Жених и невеста

Обряд бракосочетания

Само бракосочетание происходило по всем мусульманским обычаям. Кроме муллы, обязательными участниками свадьбы были два свидетеля, однако, в отличие от традиций других народов, свидетелями не могли быть женщины. По случаю заключения брака мулла читал молитву, после чего наступал праздничный пир. Во главе праздничного стола сажали молодоженов, рядом – их родственников и друзей.

Во время пиршества обязательно должен был присутствовать тамада, который поддерживал атмосферу праздника и веселья. После застолья жениха и невесту сопровождали в специально подготовленный свадебный дом, где их оставляли наедине. На следующее утро обязательным ритуалом считалось посещение молодоженами бани, после которой родственники невесты угощали зятя блинами, а он в свою очередь преподносил им всевозможные подарки.

Жених и невеста уходят

Послесвадебные обряды и строительство жилья

Однако на этом свадьба не заканчивалась. После гуляний и пиршеств, которые могли длиться несколько дней, молодожены опять уходили жить к своим родителям, и мужу только раз в неделю позволяли посещать жену ночью. Данный период мог длиться месяцами, а то и годами до тех пор, пока муж не выплатит родственникам невесты весь калым и не построит новый дом для своей семьи.

Порою в этот период супруги могли даже обзавестись детьми. И когда новый дом был готов, молодые всем семейством переезжали в него. По приезду родственники мужа устраивали так называемые смотрины невесты – оценивали ее рукоделия, преподносили ей подарки. Далее по случаю новоселья вновь устраивался пир, приглашались родственники и знакомые супругов.

Таковы свадебные традиции татар. Стоит сказать, что среди татар не получила распространения такая известная, например, на Кавказе традиция, как «похищение невесты». В крайнем случае, эта традиция имела лишь символический характер, а за само «похищение» жених все так же должен был платить выкуп родителям невесты. Не менее интересны Свадебные обряды древних славян.

nashasvadba.net

её обычаи и традиции — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Сватовство у крымских татар
  2. Подготовка к свадьбе
  3. Крымско-татарская свадьба
  4. «Головы жениха»

Современная, например, крымско-татарская свадьба 2015 года больше ассоциируется с диктуемыми модой атрибутами:

  • роскошным лимузином;
  • нарядным кортежем;
  • большим количеством шампанского;
  • белоснежным нарядом невесты;
  • обручальными кольцами;
  • ЗАГСом;
  • никях в мечети.

Так, постепенно, шаг за шагом, крымские татары отдаляются от древних обрядов и традиций, которые их пращуры тщательно блюли и передавали следующим поколениям. Однако о традициях не стоит забывать, тем более о таких ярких.

Сватовство у крымских татар

 Перед свадьбой молодым нужно было пройти ряд этапов:

  • знакомство и выбор невесты;
  • «сёз кесим» –  сватовство;
  • «агъыр нишан» или «нишан» –  обручение;
  • жертвоприношение;
  • «дува» –  молебен;
  • прощальный вечер в доме невесты;
  • обряд окрашивания хной невесты.

На выбор супругов большое влияние оказывала репутация семьи и общественное мнение. Ценилось богатство семьи, но не только оно, важна была «порода», её корни.

Близкие по крови браки никогда не допускались у крымских татар. Заглядывали далеко в родословную, чтобы не жениться на троюродной кузине, иначе, крепкого потомства не видать.

Если родители одобряли выбор сына, то в дом потенциальной невесты засылали сватов. Сёз кесим был решающим этапом выбора невесты, после чего уже не за горами была крымско-татарская свадьба. Сватами выбирались уважаемые люди.

У крымских татар исторически было запрещено насильно выдавать замуж.

Во время визита сватов невеста стояла за ширмой и сама провозглашала – согласна она или нет. После троекратного вопроса сватов в случае согласия она показывала родителям из-за ширмы кончик платья, а при несогласии хранила молчание, отцу же приходилось находить предлог для отказа. Если девушка и родители соглашались, то она вручала послам собственноручно вышитый платочек. Те же взамен передавали ей подарок от жениха:

  • платье;
  • платок;
  • золотое кольцо;
  • отрез ткани.

То есть помолвка происходила при обоюдном согласии сторон. Чуть позже заключался агъыр нишан – сваты приносили узел с подарками для невесты и её родственников, вплоть до грудных детей. Подарки для невесты обычно бывали золотые. А родственники невесты готовили свои подарки для семьи жениха.

Видео о крымско-татарской свадьбе

Подготовка к свадьбе

Затем обе стороны начинали подготовку к свадьбе. Невеста с родными и подругами готовили приданое. За два дня до свадьбы в присутствии свах жениха проводился ритуал с хной, а затем для них накрывали стол. После застолья разводили хну, а подруги невесты пели обрядовую песню.

Хной невесте окрашивали кончики пальцев (обычно рук, но кое-где и ног) и волосы – это действо схоже со свадебной традицией Азербайджана. В канун свадьбы в доме невесты был прощальный вечер, где были и представители жениха, но без него. В комнате для приданого им могли поинтересоваться гости. Прощание проходило с песнями и танцами до утра, а наутро подъезжала подвода за невестой и приданым от жениха.

Крымско-татарская свадьба

Никях (сама свадьба) в некоторых районах происходил в доме невесты. После облачения в свадебный наряд невеста прощалась с матерью, а та её благословляла. Затем отец опоясывал дочь серебряным поясом. После этого укрытую марамой невесту усаживали в празднично украшенный фаэтон, где сидел маленький мальчик, держащий в руках Коран. Фаэтон сопровождали подводы с приданым и близкими родственниками, вся процессия направлялась в дом жениха, где и происходил «той» - свадебный обряд.

Раньше он растягивался на неделю, а потом сократился до 3 дней.

Возвещали о предстоящей свадьбе всадники, которым мать жениха перебрасывала через плечо полотенце.

Все ожидали прибытия невесты. У ворот дома жениха свадебный поезд встречали маршем музыканты.  Невесту в дом жениха вводили близкие родственники, а его родители встречали её у дверей. Мать жениха посыпала девушку монетами, сладостями, пшеницей. Мальчик, вёзший Коран, получал за него большой подарок. Невесту отводили в комнату, где свершался никях, если он уже не был совершён в доме невесты. После этого начиналась собственно свадьба. Гостей на столах ждали:

  • сарма;
  • чебуреки;
  • шашлыки;
  • долма;
  • отварное мясо;
  • печенье курабье и т. д.

Мать жениха направлялась в комнату невесты, старшая из сопровождающих последней приоткрывала для неё покрывало, а свекровь клала в рот невестке какую-нибудь сладость. Выпив кофе, она уходила, а затем присылала в эту комнату угощение.

«Головы жениха»

Когда невеста уже прибыла в дом жениха, его приближённые, называемые «головами жениха», начинали готовиться брить его (жених к тому моменту должен был вернуться от родственников). Бритьё символизировало прощание с жизнью холостяка и переход в иной социальный статус. С помощью друзей жених затем переодевался, после чего обходил родителей и всех присутствующих стариков и каждому целовал руки. Отец с матерью благословляли жениха, а отец водружал ему на голову шапку. Одновременно с этим в комнате для жениха и друзей накрывался стол.

Насытившись угощением, молодёжь выходила во двор с музыкантами, где исполняла песню: «Выходи, жених!», несколько раз её повторяя. Наконец, жених выходил и удалялся со свадьбы с друзьями на холостяцкую пирушку. Обычно развлекались они где-нибудь на природе, вдали от дома, устраивая различные соревнования.

Невесту после ужина отводили в комнату, где она совершала омовение и читала молитвы. Затем её переодевали в другое дорогое, красивое платье (подарок от жениха), а сверху набрасывали покрывало.

Случались курьёзы – пользуясь тем, что невеста была скрыта от всех покрывалом, родители невесты показывали младшую дочь, а на свадьбе подсаживали старшую. Но чтобы не нести убытков от затрат на свадьбу, «не ту невесту» родителям не возвращали.

Итак, невеста сидела за занавесом, ожидая жениха. Следовало застолье с песнями, танцами, разговорами, потом гости начинали расходиться. Жениха же подводили к невесте с песнями только около полуночи.

Наутро музыканты будили молодых. Те вставали, умывались, после чего жених присоединялся к молодёжи. А невесту окружали свахи, одевали её в ещё более дорогое платье, после чего давали сигнал, что она готова к появлению родителей мужа.

А Вам понравились традиции крымско-татарской свадьбы? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео о свадьбе у крымских татар

www.rutvet.ru

Татарская свадьба или обычаи татарской свадьбы - Агентство Свадебная мечта

Период перед свадьбой включает в себя несколько этапов. Это выбор невесты и знакомство с ней. После этого будет первое сватовство, на котором дают слово и договариваются о согласии, второе – основное сватовство. Затем последует молебен по умершим и жертвоприношение богам, прощание невесты с родительским домом и окрашивание ее кожи хной.

Молодые люди знакомились, как правило, на чужих свадьбах. Парни заглядывали в комнаты, в которых собирались подружки невесты, и выбирали девушку на роль собственной будущей жены. Если парень находил среди присутствующих ту, что ему нравилась, то он через своих друзей просил ее исполнить для него танец. Во время танца он мог лучше рассмотреть ее.

Так же в деревнях было принято устраивать девичьи вечера, на которых девушки собирались и готовили всевозможные сладости и угощения. Каждая из них должна была принести что-нибудь из продуктов, например, муку или сахар. На таких вечерах девушки могли не только научиться готовить, они сплетничали, пели, шутили и смеялись. Парни заранее узнавали о доме, в котором будет проходить такая вечеринка. Они собирались неподалеку и заглядывали в окна, или стучали в двери и убегали, чтобы посмотреть на девушек, которые выйдут за порог дома на стук. Так же можно было познакомиться и на общедеревенских праздниках, когда народ устраивал гуляния в лесу. На таких праздниках было принято много шутить, веселиться, танцевать и петь.

Так же было принято устраивать несколько раз в году скачки на лошадях. Там молодые люди тоже имели возможность познакомиться.

Парень, после того как присмотрел себе будущую невесту, не мог сказать об этом родителям самостоятельно. Он говорил об этом ближайшей родственнице, например, сестре матери. А вот уже тетя сама передавала эту информацию родителям будущего жениха. Если родителям нравился выбор их сына, они посылали в дом девушки сватов, для того, чтобы договориться о свадьбе.

Невесту выбирали из своей деревни. Из списков всех возможных кандидаток вычеркивали родственников по седьмое колено включительно. У крымских татар существует несколько способов жениться. Невесту можно украсть без согласия ее и ее родителей. Молодые могли пожениться по взаимному согласию, но без согласия родителей. Девушку можно было украсть без ее согласия, но получить при этом согласие ее родителей. Принято так же договариваться о свадьбе детей, когда они еще находятся в младенческом возрасте. Но чаще всего, конечно же, это был брак по общей договоренности между родителями. Для его заключения необходимо было провести множество традиционных обрядов. Основным обрядом такого брака было сватовство, которым завершался выбор партнера для брака. Сватовство проводилось днем в пятницу или четверг. Как правило все сваты одевались в самую свою лучшую праздничную одежду. У мужчин должен быть обязательно повязан платок синего, зеленого или красного цвета, без него нельзя было приходить и сватать невесту.

Женщины должны были надевать нарядные бархатные платья, голову обязательно должен покрывать платок. Сватами могли быть только очень уважаемые в деревне люди, которые должны были состоять на момент сватовства в браке. Для первого сватовства выбиралось 3 человека, которые должны были взять с собой небольшой подарок для невесты. Приходя в дом родителей невесты они с порога начинали приветствовать хозяев дома. Нельзя было сразу переходить к теме визита. Необходимо было некоторое время посидеть и обсудить новости и погоду, только потом уже можно было переходить непосредственно к сватовству. Если будущий жених не нравился родителям невесты, они не заявляли этого в открытую, они могли сказать, что их дочери еще слишком рано выходить замуж. Этот отказ мог быть поводом размолвки между семьями на некоторое время. Сваты после этого должны были сразу уйти, говоря себе, что значит не судьба этим двум молодым быть вместе.

При выборе жениха или невесты обязательно смотрели на общественное мнение, интересовались репутацией всех членов семьи. Благосостояние семьи было очень важно, но еще важнее была история семьи, считалось, что если все в семье трудолюбивые, вежливые и приветливые, то и дети из такой семьи будут такими же. Так же были четкие понятия о том, что такое хороший парень и хорошая девушка. В этот список входили не только личностные характеристики человека. Парень должен был уважать старших, быть смелым и трудолюбивым, не должен был нарушать традиции (курить и пить, есть свинину). Девушка должна бала быть чистоплотной, скромной, слушаться и уважать старших, хорошо вести хозяйство.

Если родители невесты не были против жениха, то они посылали подружку или ближайшую родственницу в тайне узнать мнение девушки о будущем женихе. Невеста как правило исполняла волю родителей. Она отвечала, что она поступит так, как скажут ей родители и будет рада любому их выбору. Если невеста соглашалась на брак с этим парнем, то она через подружку или тетю передавала сватам свой носовой платочек. Взамен сваты передавали невесте подарок для нее, который прислал жених. Чаще всего это было золотое кольцо или отрез ткани на платье. К тому же сваты обязательно должны были принести с тобой конфеты и сладости, чтобы так же преподнести их невесте. В этот день, если родители давали согласие на свадьбу их дочери, совершалась помолвка. Но это было только первоначальное сватовство, за ним должно было последовать еще одно, о сроках которого договаривались в день первого. На второе сватовство сватов приходило уже около 20 человек. С собой они приносили подарки для невесты и абсолютно всех ее родственников. Невесту одаривали золотыми украшениями. Родители невесты в ответ должны были преподнести подарки для всех родственников со стороны жениха. О том, кому будут дариться подарки, обычно договаривались во время первого сватовства. Девушка не показывалась гостям не только во время первого, но и во время второго сватовства. На стол накрывали и ухаживали за гостями ее мать и сестры. На втором сватовстве договаривались уже о сроках свадьбы. Свадьбу проводили не ранее, чем через шесть месяцев. Так же она могла быть назначена даже через несколько лет со дня помолвки.

После второго сватовства жених иногда мог увидеться со своей невестой. Но это необходимо было делать тайком от всех родственников. Обычно молодые переговаривались через окно в комнате невесты.

После того, как были обозначены срок свадьбы, в обеих семьях начинались приготовления к свадьбе. Невеста со своими подругами готовила себе приданое. Но обычно оно уже было готово уже к первому сватовству, так как его начинали запасать с первого дня рождения девочки. Приданое и размер его зависели от благосостояния семьи. В него входили постельные принадлежности и постельное белье, полотенца, салфетки, платки, скатерти, посуда и ковры.

Перед свадьбой в доме родителей жениха и невесты проводили поминовение душ умерших, жертвоприношения и молебен. Этот обряд был предназначен для того, чтобы попросить благословления у всех умерших родственников.

В доме невесты совсем уже перед свадьбой устраивался прощальный ужин, на котором невеста прощалась со своим домом и родителями. На этом ужине присутствовали родственник со стороны жениха, но самого жениха не было.

Накануне этого события невесту раскрашивали хной, существовал такой особый ритуал. Он проводился в доме родителей невесты и на нем присутствовали родственники со стороны жениха и сватьи. Для этого в доме невесты накрывался праздничный стол с угощением. После того, как торжественный обед был завершен, девушки в специальной посуде разводили хну, во время этого процесса они пели песни. После того, как хна была готова ей красили кончики пальцев рук и ног невесты и волосы. После этого оставшейся хной красили пальцы рук всем присутствующим незамужним девушкам с тем, чтобы они поскорее вышли замуж. После этого всем гостям показывали приданое невесты, которое она принесет в свой новый дом.

Веселье с песнями и плясками продолжалось до самого утра. Утром приходил жених чтобы забрать приданое невесты в ее новый дом.

Венчание и обряд бракосочетания проводился в доме родителей невесты. С утра в этот дом приезжал священнослужитель мулла и все родственники со стороны жениха. Ну и сам жених, конечно же. Невесту перед обрядом венчания омывали водой и покрывали ей голову шалью. Только после этого ее вводили в комнату, где находились ее подруги и представители со стороны жениха.  Мулла обращался к невесте со словами о том, согласная ли она стать вечной подругой жизни своему жениху. Этот вопрос мулла повторял три раза. Первые два раза невеста ничего не должна была отвечать. Лишь после того, как вопрос задавался в третий раз, она начинала громко плакать, чем выражала свое согласие. После этого мулла задавал тот же вопрос и представителям жених и его свидетелям. Когда они отвечали утвердительно, он обращался ко всем присутствующим со словами о том, что они все слышали и будут теперь свидетелями согласия сторон на вступление в брак.  Считалось, что в этот момент невеста может попросить у бога себе новую и прекрасную жизнь. И то, что она в этот момент загадает, то и случится с ней после свадьбы. Для этого невеста уходила в дальний угол комнаты, укрытый занавеской, садилась на пол перед зеркалом а под мышками зажимала два куска хлеба. Она должна была увидеть в зеркале отражение своей будущей жизни. Она загадывала количество детей и их пол, отношение к себе мужи и свекрови. После этого один кусок хлеба она отдавала жениху, а второй съедала сама.

Если же обряд венчания проходил в доме родителей жениха, то представители жених ждали сначала, пока невеста попрощается со своим домом и своими родными, а только после этого уводили ее в ее новый дом.

После того, как на невесту одевали ее свадебный наряд, она молилась, повернувшись на восток. После этого она прощалась со своими незамужними подругами, плача и причитая о своей старой жизни. После этого необходимо было попрощаться с матерью, которая тоже сопровождала этот процесс слезами и причитаниями. После того, как невеста со всеми попрощалась, отец надевал на нее серебряный пояс, дочь в этот момент просила у него прощения за все те обиды, которые ему невольно причинила, пока жила дома. После этого она целовала руки всем старшим родственниками. Слезами заливались все вокруг в этот момент. После обряда прощания невесту выводили из дома и усаживали в нарядно украшенный фаэтон, который отвозил ее в ее новый дом к жениху. Рядом с невестой усаживали маленького мальчика. Который в руках держал Корна. За фаэтоном невесты двигались повозки со всеми ее родственниками и родителями. За всей этой процессией двигалась подвода, нагруженная приданным невесты.  После того, как процессия отъезжала от дома, впереди нее отправляли гонцов в дом родителей жениха, чтобы они рассказали, что невесты выехала из дома.

По дороге к дому жениха процессию с невестой мог остановить каждый, чтобы потребовать выкупа. Так же на всем протяжении пути устраивались конкурсы и соревнования, песни и танцы. Свадебный обряд в таком случае проходил в доме жениха. Раньше такой обряд занимал целых семь дней. Чуть позже его сократили всего до трех дней.  Всех гостей объезжали специальные вестники свадьбы. Это были молодые парни, через плечо которых было повязано специальное полотенце. Его им повязывала мать жениха и называла имена людей, которых необходимо было известить о свадьбе.

в один из первых подготовительных дней в доме родителей жениха мололи кофе. В этот день в доме собиралось очень много молодежи, которая непосредственно молола кофе и помогала в других делах по подготовке к свадьбе. За это родители жениха угощали их всевозможными лакомствами. В эти дни в доме так же помогали родственники и соседи. Для всех групп гостей приготавливались отдельные комнаты – для стариков, замужних женщин, молодых парней и девушек. Так же там была заранее приготовлена комната для жениха и невесты. В этой комнате под потолком натягивались веревки и на них развешивалось приданое, на которое мог посмотреть любой желающий. В это время в доме играла музыка и пелись песни, музыканты заходили в каждую комнату, в которой собирались гости.

В тот момент, когда в дом приходила невеста, жениха в нем не было, он уходил заранее в дом своих родственников. Считалось плохой приметой увидеть вход будущей жены в ее новый дом.

У дома родителей жениха приехавшую невесту встречали все гости и музыканты, которые исполняли специальный марш в ее честь. Невесту сопровождали к порогу дома ее ближайшие родственник, у порога ее встречали родители жениха. Мать жениха обсыпала голову и плечи невесты зерном и сладостями, мелкими монетками и пшеницей. Родители невесты говорили о том, что их дочь не может пройти в дом сквозь такую узкую дверь. На это родители жениха рассказывали, какие подарки они приготовили для девушки. После этого родители невесты отвечали, что дверь значительно расширилась, и они все уже смогут пройти через нее. После этого невесту провожали в специальную комнату, в которой проводился обряд обручения ее и жениха.

У мальчика, который ехал рядом с невестой, родители жениха должны были выкупить Коран, за эту книгу ему давали очень щедрый подарок. Так же полагалось выкупить свечи, которые привезли из дома родителей невесты. Это делала сестра жениха, он так же должна была дать невесте немного мелких денег, чтобы та смогла их раздать как милостыню.

После того, как невеста появлялась в доме жениха, начиналось свадебное торжество. Гостей усаживали за празднично накрытые столы и преподносили им обильное угощение.

Музыканты развлекали гостей весь вечер. Невеста же не присутствовала за общим столом, а находилась в отдельной комнате. В эту комнату спустя какое-то время приходила мать жениха и приподнимая покрывало на голове невесты, угощала ту смесью меда и масла, чтобы девушка говорила ей только приятные слова. После этого в эту комнату приносили еду с общего праздничного стола.

Жених возвращался от родственников к началу торжественного обеда. Два его друга приступали к выполнению обряда бритья жениха. Этот обряд показывал всем, что молодой парень прощается со своей холостяцкой жизнью и приобретает новый статус в глазах людей. Этот ритуал было принято проводить на улице, во дворе дома, его проводили там даже зимой. Специально приглашенный парикмахер брил жениха, во время этой процедуры вокруг парня танцевали все гости. Во время танцев каждый гость должен был кинуть монету на специальный платок, который лежал у ног жениха. Эти деньги потом передавались парикмахеру за его работу. От невесты ему преподносили красиво вышитое полотенце. После того. Как жених был выбрит, его переодевали в праздничную одежду. он должен был поцеловать руки всем старшим родственникам как со своей стороны, так и со стороны невесты. Мать и отец должны были благословить сына и отце надевал ему на голову шапку. В это время накрывался стол в одной из комнат, за этим столом ели жених и его друзья.

После того, как праздничный обед был завершен, все молодые гости с музыкантами выходили во двор и несколько раз пели песню, в которой говорилось о том, что они просят жениха выйти к ним. Жених выходил вместе со своими друзьями и отправлялся к реке или на природу, где они развлекались дальше, устраивали соревнования и просто отдыхали.

Во время таких развлечений брат невесты снимал с жениха его пиджак и требовал за него выкуп. Жених исполнял любое желание молодого человека.

Ближе к концу дня. На закате, родственницы со стороны невесты начинали украшать приданным специальную комнату. После этого невесте и ее родителям подавался ужин. После того, как ужин завершался, невесту проводили в специальную комнату с приданным, где она совершала обряд омовения и читала молитвы. Невесту начинали обряжать в нарядное платье, которое подарил ей жених перед свадьбой. Платье шилось из бархата и было украшено серебренными узорами и серебряным же поясом. На голову невесте надевали специальную шапочку, которая тоже была украшена специальными монетками, которые были закреплены так, что свисали вдоль лица невесты. Невесты должна была одеть много украшений, это были кольца и бусы. На ней должно было быть как можно больше украшений из золота в области груди – броши и несколько цепочек. После этого на голову ей накидывали покрывало, которое скрывало лицо девушки. Могло случиться так, что на смотринах во время сватовства показывали одну дочь, а на свадьбу привозили совсем другу. Невозможно было сразу выявить обман, так как невесты была под покрывалом. Так как свадьбы были очень затратными, то невесту оставляли ту, за которую жених вышел замуж в этот день.

После того, как невеста была полностью готова, она садилась за занавес и ожидала жениха.

Ближе к вечеру, когда невеста была полностью одета, девушки зажигали специальные красивые свадебные свечи и выходили во двор, где должны были танцевать с зажженными свечами.

После того, как застолье и музыка с танцами заканчивались, гости расходились по домам.

В полночь жених со своими друзьями отправлялся туда, где ждала его невеста. На пороге комнаты, в которой находилась невеста, мать девушки раздавала всем пришедшим молодым людям по полотенцу. В комнату невесты заходил только жених в сопровождении своего дяди. После того, как они заходили в комнату, они начинали читать молитвы. После того, как все положенные молитвы были прочитаны, жених оставался наедине с невестой.

Брачное ложе для молодоженов стелили сестры матерей жениха и невесты. Для того, чтобы никто не смог навести порчу на девушку, под матрас кровати клали хлеб или зерно. После этого приглашалась самая старая родственница, которая приводила с собой мальчика лет трех. Она начинала катать его по кровати, приговаривая пожелания молодым родить как можно больше мальчиков. Так же считалось, что после такого обряда молодожены будут жить дружно и долго. После совершения обряда мальчика и женщину одаривали богатыми подарками.

после проведенной ночи вместе, молодоженов будили музыканты. Парень и девушка должны были совершить омовение и помолиться. После этого молодой муж уходил с друзьями, а девушку переодевали в другое платье. Родственницы со стороны жених снимали простынь и передавали ее матери жениха, которая должна была удостовериться в том, что невеста была девственницей. Если это было так, то она преподносила девушке ценный подарок. После этого заходили родственники мужа для того, чтобы наконец посмотреть на молодую жену. Невеста должна была поцеловать всем руки, начинала она это делать со своей свекрови. После этого начинался торжественный завтрак, а свахи уезжали к матери невесты, где сообщали о том, что все прошло удачно.

После того, как проходило три дня с момента свадьбы, в гости приходили подружки невесты, чтобы посмотреть, как она живет. Мать невесты передавала с ними угощение для дочери и венок из живых цветов.

Через некоторое время уже родители невесты приглашали дочь и ее молодого мужа к себе в гости. Они дарили жениху подарок, а он им в благодарность целовал руки.

При всем разнообразии обычаев и обрядов Крымских татар из-за их места проживания, основные обряды, которые проводились во время свадьбы, были одинаковы для всех. Были только небольшие отличия в их проведении.

Во время подготовки к свадьбе это обряды жертвоприношения, сватовства, выбора невесты и окрашивания пальцев рук хной. Так же проводились обряды прощания невесты со своим домом и родителями.

А во время свадьбы, это обряды приезда невесты к жениху, встреча родителями жениха девушки на пороге дома, свадебный обед, уход жениха во время такого обеда из дома на природу со своими друзьями, сопровождение молодых к их брачному ложу и подготовка этого ложа. Посещение молодоженами дома родителей невесты.

После свадьбы в течении сорока дней невесте запрещалось выходить из дома жениха. Ей вообще никому нельзя было показываться на глаза кроме родственников жених и своих родителей.

svmechta.ru


Нам важно знать ваше мнение