Почему в монастырях не крестят и не венчают ? Можно ли венчаться в монастыре


Вопросы настоятелю / Таинство венчания

У меня давняя мечта — обвенчаться в Свято-Иверском монастыре на Валдае. Возможно ли это с точки зрения православной церкви. Вместе с тем, я знаю, что венчание в монастырях запрещено уставом. Но, несмотря на это, в данном монастыре такие обряды проводятся.

Виктория

Санкт-Петербург

10 августа 2003г.

Уважаемая Виктория (в крещении Ника, наверное), в Вашем вопросе содержится некое внутреннее противоречие. С одной стороны Вы знаете, что по уставам православной Церкви в монастырях венчание не совершается. Понятно почему, монастырь — это сообщество людей, среди прочего, отрекшихся и от такого аспекта земной жизни, как брачный путь, семейные узы, как утешение мужем или женой. Так что логика несовершения венчаний в монастырях понятна. С другой стороны вы продолжаете внутренне настаивать на желании венчаться именно в Валдайском монастыре на основании того, что у Вас такая давняя мечта. Но согласитесь, мало ли у кого из нас какие были детские желания; я, например, в детстве хотел быть, как и многие тогда, космонавтом. Но странно было бы теперь пытаться реализовать эти устремления. Или еще какие-то у нас по юношеству мечтания были — кому что только в голову не приходило! Поэтому, наверное, разумно будет так поступить: венчайтесь Вы где-нибудь в прекрасном Вашем граде, прекрасной нашей северной столице Санкт-Петербурге. Какие великолепные соборы, какое торжественное венчание можно там учредить! Не ищет сердце торжественного — поезжайте в загородный храм, и там все будет тихо, скромно. А есть у Вас благочестивое желание побывать в Свято-Валдайском монастыре — хорошо, скажем, до венчания вместе со своим женихом поехать туда поговеть, поисповедоваться, причаститься, взять благословение на брак и после этого венчаться. Или несколько после совершить туда, только не свадебное, конечно, а паломническое путешествие, с тем, чтобы помолиться в сей славной обители. Так, наверное, будет более сообразно православной христианке.

archive.taday.ru

Почему в монастырях не совершаются крещение, венчание и отпевание? / Православие.Ru

Вопрос:

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему в монастырях не совершаются таинства крещения и венчания, а также отпевания?

Монастырь – место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества. «Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6). Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 – 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян. Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1). Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве. Самое серьезное отступление от этого правила – появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан. Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.

13 ноября 2007 г.

www.pravoslavie.ru

Почему в монастырях не венчают и не крестят?

Монастырь – место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества.

«Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6).

Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 – 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).

При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян.

Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1).

Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве. Самое серьезное отступление от этого правила – появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан.

Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.

о.Иов Гумеров

Похожее

dishupravoslaviem.ru

Венчание в церкви: правила церковного обряда

Содержание:

Рождение новой семьи у всех народов и во все времена отмечается празднично и торжественно. В каждой стране у такого значимого события есть свои традиции и особенности. И на одной и той же территории, в зависимости от государства, образованного в то или иное время, могут сложиться совершенно новые обычаи, правила и порядки, или вернуться, казалось бы, навсегда забытые. Например, ЗАГСы появились только в советское время, а прежде в нашей стране не ставили печати в паспортах и слово «расписаться» имело совсем другое значение.

Издавна на Руси проводили обряд венчания. Торжество это было невероятно помпезным и внушительным по своим масштабам. Ему предшествовала длительная подготовка, чтобы все прошло гладко и у гостей не было повода перешептываться за спинами родителей молодоженов. К церковному таинству в равной степени серьезно относились как люди бедного сословия, так и знать.

На Руси обряд венчания проводили в православной церкви. В украшенном позолотой храме, перед иконописным ликом самого Господа, новобрачные давали обет священнослужителю нести взятые на себя обязанности и ответственность друг за друга всю свою жизнь. И клятвы эти звучали совершенно иначе, в них вкладывался особый смысл, ведь и к браку в те далекие века люди относились с гораздо меньшим легкомыслием, нежели сейчас. Воистину, при обряде венчания во времена православной Руси браки совершались на небесах.

Затем, после смены власти, в стране появилась другая традиция празднования и оформления начала семейной жизни. Вера в бога оказалась вне закона, соответственно и роль церкви в жизни молодежи утратила былое значение. Главными символами брачного союза стали марш Мендельсона, запись в книге актов гражданского состояния и штамп в паспорте. Православному обряду венчания активно противостояли большевики, и тем, кто тайно решался на него, грозила суровая кара.

А что же сегодня? Современные правила по-прежнему предписывают обязательную регистрацию в ЗАГСе, но теперь у молодоженов есть возможность обратиться к вековым традициям православия и обвенчаться. Проводить ли обряд в церкви или нет, зависит только от желания жениха и невесты. В последние годы венчание стало особенно популярным. Сами священники объясняют это тем, что сильно возросло количество прихожан среди молодого поколения. Но есть и еще одна причина, благодаря которой молодожены после ЗАГСа спешат под своды церкви, — венчаться стало модно.

Красота самого обряда, торжественность обстановки, возможность прикоснуться к вековым православным традициям, благословение небес, колокольный перезвон, пение церковного хора — это очень сильные и яркие моменты, знаменующие важность семейной жизни и запоминающиеся навсегда. Но тех, кто впервые планирует дать клятвы перед алтарем, волнует вопрос о том, как происходит венчание в православной церкви? Что предшествует самой церемонии? Какие традиции сохранились до наших дней?

Основные правила венчания

Православный обряд венчания в церкви предусматривает собственные правила и законы, без которых таинство брака невозможно. Как и крещение младенца, так и новый союз двух людей невозможно представить без веками установленных традиций. К основной из них относится обязательное требование церкви: получить возможность пройти церемонию обручения и венчания могут только люди, серьезно относящиеся к религии и следующие её положениям и устоям, обязательно крещенные. Тем, кто является атеистом и не верует, сочетаться браком под куполом православного храма запрещено.

Возраст для обряда венчания в церкви такой: жениху должно исполниться восемнадцать лет, а невесте — шестнадцать. Большую роль для таинства бракосочетания в храме играет и то, не принадлежат ли молодые к одному фамильному древу. В православии не признаются союзы между родственниками вплоть до четвертой степени родства. Такие браки считаются грехом. Здесь с церковью вполне солидарна и наука. На это у ученых мужей есть простое и всем понятное объяснение: иммунная система потомков от родителей-родственников ослабевает, сильнее проявляются наследственные заболевания (например, «царская» болезнь гемофилия), и в итоге род вырождается.

Обряд венчания предполагает и еще один важный момент, без которого молодым нельзя становиться перед алтарем. Нужно, чтобы с предполагаемым браком были согласны родители. Отец с матерью и жениха и невесты должны дать им своё родительское благословение. В противном случае считалось, что союз не сможет стать счастливым, а потомство от него родится больное и слабое. Ещё со времён Древней Руси молодые не рисковали венчаться без согласия родителей.

Правда, иногда жених и невеста, наперекор желанию отца и матери, тайно сбегали и заключали брак в небольшом храме, взяв в свидетели первых встречных. Но это было большой редкостью, ведь молодежь обычно повиновалась воле старшего поколения. Поэтому нередко встречались союзы юной девушки и престарелого мужчины. И как бы невесте ни противен был выбор родителей, но ослушаться их воли она не могла. Воспитание не позволяло. Вот бы и нашим современным юным девушкам на какое-то время перенестись в ту эпоху. Интересно, как бы тогда они реагировали на некоторые ограничения, которые все же выдвигают нынешние родители?

Повенчанным, по православному религиозному закону, можно быть не более трёх раз. Все последующие браки церковь, в отличие от лояльных ЗАГСов, не признает. Может быть, именно этим и объясняется крепость союзов, которые заключались когда-то давно, еще в дореволюционное время. Однако обряд венчания в церкви позволено проводить только после регистрации в этом самом лояльном ЗАГСе. В этом состоит суть негласного договора между государством и церковью.

Нужно отметить, что подобные правила существуют и в большинстве европейских государств. Но в католической Германии, например, разрешено венчание без предварительной регистрации союза в государственном органе. Правда, такой брак никак не влияет на суммы налогов, которые обязаны платить мужчина и женщина, ставшие мужем и женой по церковному закону. Получается, что их семейный статус в глазах государства никак не меняется. Поэтому немецкие молодожены, как и мы, все же не ограничиваются исключительно союзом перед богом.

Время венчания тоже очень важно. Нельзя проводить обряд в период любого из Великих постов и постных дней (вторник и четверг). Церковь разрешает венчаться до них или после. Это связано с тем, что свадебное застолье, обязательно сопутствующее бракосочетанию, служит нарушением говения. Не скрепляют брачные союзы и в субботы, а также накануне великих и храмовых праздников. Кроме того, определенные дни в сентябре также являются исключением из календаря. Поэтому записаться на венчание следует заранее, лучше сделать это за три недели до предполагаемой даты. Учитывать следует и тот факт, что обряд совершается утром или днем, после того как завершится литургия. Это нужно принять во внимание при выборе времени росписи в ЗАГСе, если обе церемонии планируется провести в один день.

Кроме новобрачных, в церемонии принимают участие и свидетели — по одному от каждой стороны. Обычно в их роли выступают незамужняя близкая подруга невесты и друг жениха, не связанный узами брака. Для проведения обряда венчания вам необходимо иметь две иконы — Иисуса Христа и Божьей Матери. Обычно в семьях, живущих согласно законам православия, эти образы передаются от старшего поколения к младшему и поэтому имеют большую ценность. Если у вас нет икон, тогда их можно приобрести в церкви. Также нужно иметь при себе обручальные кольца, по традиции одно из них должно быть золотым, а второе — серебряным. Еще одним необходимым атрибутом для предстоящей церемонии являются венчальные свечи (покупаются в храме).

Понадобятся также и два свадебных полотенца, одно из которых стелется под ноги молодым, а вторым во время венчания связываются их руки. Не обойтись вам и без четырех носовых платков, в которых новобрачным нужно будет держать свечи, а свидетели должны взять ими венцы. Кроме того, заранее позаботьтесь о том, чтобы на вас и на женихе были надеты нательные крестики. Хорошо, если ими окажутся те, которые вы получили еще младенцами при крещении. Лучше заранее передать эти предметы (кроме крестиков) кому-нибудь из приглашенных гостей. Обычно все это привозят с собой свидетели, ведь в суете жених и невеста могут и забыть необходимое дома.

К одежде для венчания в церкви также предъявляются свои требования. Если внимательно рассмотреть художественные полотна, на которых запечатлен момент таинства, то и костюм жениха, и наряд невесты удивляют своей строгостью. Так, голова новобрачной должна быть покрыта, а лицо её не подкрашено. Платье (обязательно белого цвета) для венчания в православной церкви не должно иметь глубокого декольте и чересчур коротких рукавов. Если же наряд невесты слишком сильно открывает руки и грудь, нужно обязательно использовать накидку. К платью, выбранному для венчания в церкви, разрешается пристегнуть длинный шлейф, который, по примете, символизирует долгую и счастливую семейную жизнь.

Подготовка к таинству бракосочетания под сводами церкви

Требования православной церкви таковы, что еще до того, как встать перед алтарем, молодые должны в обязательном порядке очистить свою душу исповедью и причаститься. Существуют определенные подготовительные моменты и для двух этих таинств. Обычно ими пренебрегает молодежь, которая венчанием просто отдает дань современной моде. А вот религиозные пары относятся к церковным требованиям серьезно, в силу своей веры. В качестве основного подготовительного момента следует назвать говение. Иными словами, по канонам русской православной церкви, новобрачные должны пройти предварительную подготовку к таинству брака. Она заключается в посте, молитвах, покаянии (исповеди) и причащении.

Кроме того, большинство священнослужителей рекомендуют будущим молодоженам серьезно отнестись и к выбору храма, в котором им предстоит венчаться. Не стоит исходить исключительно из живописности окрестностей, соображений удобства и так далее. Обязательно зайдите в церковь или собор. Гораздо важнее прочувствовать их атмосферу внутри, понять, насколько комфортно с духовной точки зрения вы себя там ощущаете. Ведь иногда можно услышать от окружающих, что в одном храме они чувствуют покой и умиротворение, а в другом, наоборот, им становится тревожно.

Попытайтесь определить, чего именно вам хочется. Если предполагается тихая семейная церемония с небольшим числом приглашенных, тогда вам стоит остановиться на небольшой церкви, ведь ее камерная обстановка как нельзя лучше подчеркнет значимость этого важного и очень личного для пары дня. А тем, кто хочет большей торжественности, даже помпезности, лучше выбрать для венчания большой собор. Его богатое убранство подчеркнет ваше стремление к пышному празднику.

Когда будущие супруги окончательно определятся с тем, в каком храме будет происходить обряд церковного бракосочетания, им нужно сделать еще один шаг — поговорить со священником, который и проведет такую важную в их будущей жизни церемонию. Разрешается пообщаться с каждым из тех, кто принимает участие в службе, и выбрать того, к кому вы испытываете большее доверие. Именно этому священнику вы сможете задать все интересующие вас вопросы, поделиться сомнениями и уточнить основные моменты предстоящего обряда.

Парам, желающим узаконить свой союз не только в глазах современного общества, но и перед лицом бога, при проведении обряда венчания в церкви следует придавать особое значение всем описанным выше требованиям. Это не просто правила — это миросозерцание, основанное на опыте многих поколений. А он несёт в себе сакральную мудрость и тайну веков, помогающую приблизиться к самой сути мироздания и получить от него благословение. Поэтому и жених, и невеста должны идти в храм с чистым сердцем.

Что же касается более приземленных советов, то девушке лучше надеть обувь на невысоком каблуке, поскольку венчание занимает порядка сорока минут — ноги быстро устанут. В свидетели стоит брать людей среднего и выше среднего роста, поскольку в противном случае им окажется довольно сложно удерживать венцы над головами новобрачных. Не планируйте застолье, ориентируясь на четкое время завершения церемонии, так как возможны задержки, поэтому оставьте небольшой запас. А теперь давайте посмотрим, как же проходит православный обряд венчания в церкви.

Церковная церемония бракосочетания

Перед тем как произойдет венчание в церкви, жених и невеста должны пройти еще один важный этап. Сначала совершается обручение, которое нередко называют помолвкой. Ее, если того потребуют обстоятельства, можно расторгнуть перед венчанием. Во времена православной Руси эти две церемонии совершались в разное время. Смысл был в том, чтобы юноша и девушка, изъявившие желание вступить в брак, смогли проверить истинность своих чувств и твердость намерений. Для этого они обменивались обручальными кольцами и, уже став женихом и невестой, некоторое время пребывали в этом статусе. В современном обществе обряд обручения проводится непосредственно перед венчанием уже на пороге церкви.

Стоит сказать несколько слов о том, как происходит сама церемония, ведь некоторые люди думают, что это и есть начало венчания. Но это не так. Новобрачные и вся процессия останавливаются у входа в храм. Невесте надлежит стоять слева от жениха. Из алтаря к ним выходит священник, на нем белые праздничные ризы. Подойдя к молодой паре, он осеняет их святым крестом (трижды) и подает уже зажженные свечи. Кстати, если кто-то из новобрачных вступает в церковный брак уже не впервые, свечи такой паре не полагаются, поскольку они символизируют чистоту и невинность как наилучшее начало супружества.

Затем кадилом с благовониями священник окуривает будущих жениха и невесту. Тем самым он как бы скрепляет их общее желание стать единым целым перед лицом Господа. Затем следует краткая молитва, после чего священник обручает молодых кольцами, при этом он три раза меняет их с руки невесты на руку жениха. В результате у новобрачной на пальце оказывается золотое кольцо, а у новобрачного — серебряное.

После того как обряд обручения свершился, жених, невеста, свидетели и гости входят в церковь. Весь путь от притвора к центру храма сопровождается пением псалмов. Молодые становятся перед аналоем, на котором лежат два величайших христианских символа — Евангелие и Святой Крест. Первый из них символизирует присутствие Христа, а второй означает его любовь к людям.

Свидетели держат над головами новобрачных венцы, а священник начинает читать приличествующие случаю молитвы. В промежутках он задает каждому из будущих супругов первый самый важный для них вопрос о том, является ли их желание вступить в брак добровольным, искренним, и продиктовано ли оно исключительно любовью. После того как получены утвердительные ответы от обоих, наступает черед второго вопроса, смысл которого следующий: «Не давал ли кто-либо из брачующихся обещания руки и сердца другому лицу?» Ведь все должно быть честно.

Когда получены ответы на все вопросы, начинается собственно и само таинство Венчания. Как правило, священник произносит три обязательные молитвы. Затем он берет венец, трижды крестообразно проводит им перед лицом жениха, которому надлежит приложиться губами к образу Спасителя. На голову будущего супруга священник возлагает венец и произносит: «Венчается раб Божий…». То же самое ожидает и невесту, только она целует образ Богородицы.

Кстати, очень интересно значение венцов в православии. В первую очередь они являются царскими и символизируют новый статус супругов, ведь теперь они в реальном смысле друг для друга становятся царем и царицей. Во-вторых, венцы считаются мученическими, поскольку теперь молодоженам предстоит бороться с проблемами собственного эгоизма. И это вполне закономерно, ведь построить крепкую семью возможно только путем компромиссов и уступок. В-третьих, венец символизирует собой возможность войти в Царство Божье тем супругам, которые ведут праведную жизнь в браке.

После возложения венцов священник произносит слова, называемые тайносвершительными. Далее следует чтение выдержек из Евангелие, затем, после молитвы о новобрачных, выносится общая чаша с вином, которую жених и невеста по очереди должны трижды пригубить. Она символизирует собой общие радости и горести, которые выпадут на долю супругов и которые им необходимо отныне делить поровну.

После того как вино пригублено, священник соединяет правые руки молодых, связывая их полотенцем, покрывает своей рукой и обводит пару трижды вокруг аналоя. Все это сопровождается церковным пением. Круг, который молодые совершают, знаменует начало их будущей жизни в браке. Иными словами, новобрачные с этой минуты начинают свой вечный путь рука об руку. Затем священник снимает венцы. Обряд венчания завершается тем, что молодые подходят к Царским Вратам и поочередно целуют иконы Христа Спасителя и Божьей Матери. Затем священник и певчие провозглашают многолетие новобрачным и гости поздравляют пару, ставшую супругами перед лицом бога, с этим знаменательным и счастливым событием.

Суеверия, связанные с венчанием, и можно ли расторгнуть церковный брак?

Священнослужители не раз выражали резкое осуждение суеверий, касающихся обряда венчания. Они называют их предрассудками, уходящими корнями в язычество. Поэтому не нужно рисовать себе страшные картины будущего, если во время церемонии у вас или у жениха вдруг упало обручальное кольцо или внезапно погасла свеча. Это вовсе не означает скорую смерть одного из супругов или еще какое-либо горе. Это вообще ничего не значит.

Также не нужно придавать большое значение другому суеверию: кто из новобрачных первым встанет на свадебное полотенце, тому и принадлежит пальма первенства в будущей семье. Еще одна очень распространенная «басня» связана с длиной венчальной свечи: тот из супругов, у кого после завершения венчания она окажется короче, проживет меньше. Также скептически священники относятся и к поверью о том, что браки, заключенные в мае, являются несчастливыми, поскольку муж и жена маются на протяжении всей совместной жизни. Церковь называет все эти, а также многие другие суеверия ничем иным, как проявлением маловерия. Поэтому не нужно придавать им хоть какое-нибудь значение.

Наверняка многие пары, вступающие в брак под сводами храма, задаются одним и тем же вопросом: «А можно ли при необходимость вновь обрести свободу?». Безусловно, эта мысль возникает далеко не всегда, ведь молодые люди не планируют жениться, чтобы впоследствии развестись. Все мы хотим создать крепкую счастливую семью. Но жизнь похожа на зебру, поэтому лучше заранее знать о возможных вариантах.

Как известно, развод православной церковью осуждается, однако он признается в качестве снисхождения к человеческим слабостям. Право расторгнуть венчанный союз и разрешить новый принадлежит исключительно архиерею. Тем, кто желает освободиться от уз брака, нужно предъявить свидетельство о разводе. Несмотря на то, что в Евангелие указывается всего одна веская причина для развода, называемая прелюбодеянием, а попросту изменой, православная церковь допускает расторжение брака и по ряду других поводов.

К числу основных следует отнести наличие у одного из супругов противоестественных пороков (наверняка подразумевается принадлежность к сексуальным меньшинствам), заболеваний проказой, сифилисом и СПИДом, неизлечимых психических расстройств, подтвержденной медицинскими заключениями наркотической зависимости и алкоголизма и так далее. Расторгнуть венчанный союз можно и в том случае, если один из супругов покушался на жизнь детей или второй половинки, занимается сводничеством, пропал без вести, осужден за тяжкое преступление.

В иных же случаях, которые молодые пары склонны определять общей формулировкой «Не сошлись характерами», церковь не видит поводов для разрешения на развод. Поэтому прежде чем давать клятвы супружеской верности под сводами храма, стоит хорошенько взвесить твердость такого решения, ведь венчание — это не просто красивый обряд, дань моде и желание не отставать от остальных. Это прежде всего серьезный шаг, накладывающий отпечаток на всю дальнейшую жизнь молодой пары.

www.jlady.ru

Каждый ли священник имеет право венчать?

Каждый ли священник имеет право венчать?

Венчание – это союз двух любящих сердец, скрепленный на небе, это союз осознанный и нерушимый. Теперь у супругов есть не только обручальные кольца, но и Божье благословение. Кто же в наше время имеет право скреплять две судьбы обрядом венчания?

В Русской православной церкви существовала норма, которая запрещала иереям в монашеском чине, а также епископам, совершать обряд браковенчания, потому что они сами не имеют права венчаться. Однако в современной практике данное правило не действует, хотя венчание в монастыре и не проводится.

В период синодальной эпохи (1700–1917 гг.) браковенчание, по требованию Высшей Церковной власти, могла совершаться священником только того прихода, к которому принадлежали жених и невеста.

Священный обряд венчания проводится в церкви священником, не принявшим чин монаха и монашеские обеты и не находящимся под всякими каноническими запретами. О венчании молодожены договариваются заранее и они вправе выбрать себе священника, ознакомившись со священнослужителями выбранного храма. Обряд венчания проводится в присутствии друзей и родных жениха и невесты в церкви в венчальные дни, то есть в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Церковь не венчает во вторник, четверг и пятницу, т.е. по четным дням, во время всех постов, а также накануне и в дни многих великих и церковных праздников.

Священник обязан венчать каждую пару отдельно от других. Вы имеете право подать жалобу на священника в епископат за нарушение общепринятых церковных правил в случае параллельного венчания нескольких пар. Но сегодня параллельное венчание – явление очень распространенное. Объясняется это тем, что обряд идет длительное время, примерно 45-60 минут, и молодоженам не хватает терпения и времени дождаться очереди, поэтому они соглашаются на венчание с другими парами.

Слова священника «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» имеют в чинопоследовании венчания тайносовершительное значение.

wedding.ua

Организация венчания в церкви // все что нужно знать о венчании

Здравствуйте, дорогие мои!

Сегодня поговорим о том, как правильно организовать венчание с учетом всех религиозных канонов.

С каждым годом все больше желающих совершить обряд венчания в Москве. Объяснить это можно тем, что все чаще люди обращают внимание на традиции своих предков, а как известно в древности молодожены шли не в ЗАГС, а церковь. Итак, что необходимо знать, чтобы организовать венчание в Москве?

Прежде всего, важно помнить, что к свадьбе нужно подготовиться не только материально, но и духовно. Вы должны не только хотеть венчаться, но и посещать церковь, исповедоваться, причащаться. Вы должны подробно ознакомиться с обрядом, в котором много деталей, важных как для молодоженов, так и для гостей свадебного торжества.

Венчание в христианской церкви и его особенности

Обряд венчания – особенный ритуал, который прижился не только в христианстве. Он хорошо знаком и россиянам, и жителям других стран постсоветского пространства. Обряд венчания распространен не только в христианстве но и в других религиях мира. Этот ритуал свидетельствует о вступлении мужчины и женщины в законный брак. В России только после революции отношения между молодоженами стали подтверждать росписью в ЗАГСе, но сейчас все снова вернулось на круги своя. Венчание — это не только заключение брака перед людьми, но и Господом Богом, намерение двух людей прожить вместе долгую и счастливую жизнь. И в этом контексте главная задача организатора — уберечь от необдуманных решений тех молодых людей, которые решили венчаться в дань моде. Молодоженам важно помнить о том, что расторгнуть, признать недействительным брак, заключенный в церкви намного сложнее, чем в ЗАГСе, его расторгают только архиереи и не факт, что это может вообще произойти.

Этот обряд может проводиться только в определенные дни недели. Не обязательно дата торжества и венчания должна сбегаться. Венчание проводится только при наличии свидетельства о заключении официального брака. Некоторые пары венчаются не в день свадьбы, а по прошествии нескольких дней и даже лет и этот факт свидетельствует о том, что решение о венчании является обдуманным и важным для пары.

Церемония венчания очень красива и торжественна. Венчание, как и свадьбу, можно организовать изысканно и красиво. И я с удовольствием помогу вам в этом.

Я могу для вас организовать венчание в одном из храмов Москвы, например в :

  • Храме Христа Спасителя.
  • Казанском соборе на Красной площади
  • Церкви Иоанна Воина на Якиманке.
  • Новодевичьем монастыре.
  • Храм Воскресения Словущего при Свято-Даниловском монастыре
  • Церкви Рождества Иоанна Предтечи, расположенного на Пресне.
  • Храме Георгия Победоносца, возвышающемся на Поклонной горе.
  • Богоявленском кафедральном соборе, расположенном в Елохове.
  • Церкви Филиппа, митрополита Московского, расположенного в Мещанской слободе.

Также можно организовать венчание в других, не менее известных храмах столицы и Подмосковья.

Если заняться подготовкой торжества заранее, то венчание можно организовать как особенный ритуал, который идеально впишется в сценарий свадьбы.

Благоприятные и неблагоприятные дни для венчания

Самый благоприятный день для венчания по православному календарю – воскресенье, и в этот день всегда много желающих, так что если вы хотите обвенчаться в конкретном храме, то необходимо об этом позаботиться заранее.

Другие дни для праздничного венчания: понедельник, среда и пятница.

Дни, в которые обряд не проводится: вторник, четверг и суббота.

Кроме этого, нельзя вступать в брак:

  • Во время всех многодневных христианских постов.
  • Во время масленичной и Пасхальной недели.
  • Во время святок, с 25 декабря (по новому стилю 7.01) и до самого Крещенского сочельника.
  • 10, 11, 12, 17 сентября во время строгого поста.
  • Перед престольными храмовыми днями.
  • Перед православными праздниками.

Существует календарь дат на 2016 год, во время которых можно совершить обряд венчания. Планируя дату венчания, нужно обращать внимание не только на разрешенные дни, но и на церковные праздники, во время которых венчание не проводится.

Конкретные даты венчания необходимо заранее уточнять в храме, который вам близок по душе. Я готова помочь заранее согласовать дату вашей встречи на беседу с батюшкой и организовать венчание в день, который вам подходит.

В какое время проводится венчание?

Венчаются утром или в середине дня, но никак не вечером. Сам обряд венчания длится около часа,поэтому заранее подумайте о физической возможности ваших гостей присутствовать на церемонии .

Как проходит венчание?

Уже несколько столетий все процедуры этого обряда остаются неизменными. В нем несколько десятков различных простых и сложных ритуалов, различных действий. В них есть все – рождение и очищение, скрепление сердец и душ молодоженов в вечном брачном союзе. При этом важно обращать внимание на следующее:

  • Перед венчанием необходимо обязательно сходить в церковь, христианский храм. Обязательно присутствие пары на встрече со священником, чтобы выбрать дату, решить организационные вопросы.

Молодожены должны быть обязательно крещенными и иметь нательные кресты во время венчания. Нельзя, чтобы один из молодоженов был другой веры или атеистом.

  • Перед венчанием необходимо расписаться в ЗАГСе, так как будет необходимо предъявить свидетельство о браке до того, как будет проведено венчание.
  • Необходимо настроиться духовно и морально, нужно исповедоваться, причаститься, получить наставления от своего духовного наставника.
  • Необходимо поститься, много молиться и главное – никаких интимных отношений.
  • Важно подготовить венчальные предметы, среди которых: иконы, венчальные свечи, рушник, обручальные кольца.
  • На венчании должны быть обязательно свидетели из числа друзей жениха и невесты, которые тоже должны быть крещенными.

Венчание – красивый обряд, который важно запечатлеть на фотографиях и в видеоролике. Для этого необходимо благословение, иначе процедура будет незаконной. Во время венчания зал храма можно оформить живыми цветами. Не во всех храмах это допустимо, нужно также заранее согласовывать эти моменты. Как правило, цветочные композиции остаются в дар.

Если вы доверите организацию венчания мне — я смогу все организовать, включая фото- и видеосъемку мероприятия, флористической оформление.

Платье невесты и костюм жениха во время венчания

Наряды жениха и невесты должны соответствовать определенным правилам. Невеста должна быть в подвенечном платье классического кроя, на голову одевается фата или платок, голова должна быть обязательно покрыта. Лучше обуть туфли или босоножки на низком каблуке, так будет легче выстоять обряд, во время которого нельзя присесть ни на минуту. Макияж должен быть нежным, не броским, соответствующим торжественному дню бракосочетания.

Костюм жениха должен быть без излишеств и соответствовать рамкам приличия, других требований к его наряду нет.

Если у вас два платья – одно для венчания и открытый свадебный наряд для свадебного торжества, рекомендую запланировать время на переодевание. Это время нужно учесть в общем сценарии свадьбы, чтобы не произошло накладок.

Какие существуют запреты на венчание?

На самом деле запретов много и все они касаются вопросов личностного характера, а именно:

  • Молодожены должны быть обязательно расписаны в ЗАГСе.
  • Будущие муж и жена должны быть крещенными и принадлежать к христианской вере.
  • Недопустимо родство между будущими супругами до 4—го колена.
  • Возраст молодоженов должен соответствовать законам страны, которые выдвигаются для вступающих в брак.
  • Недопустима очень большая разница в возрасте между женихом и невестой.
  • Если один из супругов состоял в браке 3 и более раз – венчание не проводится.
  • Запрещено венчаться психически больным людям и имеющим какие-либо отклонения.
  • Обязательно благословение родителей.

Сложно ли самим справиться с организацией венчания?

Сразу скажу: «Очень сложно»! Необходимо не только обладать определенными знаниями, но и уметь быстро находить выход из непредвиденных ситуаций, что умеют делать далеко не все. Для организации и проведения торжества необходим опыт проведения не одной церемонии, чтобы все прошло без накладок. Если вы хотите провести венчание на высоком уровне, сделать так, чтобы свадебное торжество стало логическим продолжением вашего венчания – доверьте организацию профессионалам.

Я точно знаю, как правильно все спланировать, на что обратить внимание и как лучше все организовать. Готова уже сейчас обсудить все детали нашего с вами сотрудничества.

Вам достаточно только связаться со мной любым удобным для вас способом:

Телефон: +7 (926) 223-33-36

Skype: @katenaakimova

E-mail: [email protected]

Мы договоримся с вами о встрече и решим все организационные вопросы.

Ваше венчание станет первой ступенью золотой лестницы вашей семейной жизни, вашего семейного храма, который вы вместе начнете строить на пороге Церкви.

ekaterinaakimova.ru

В каких случаях откажут в венчании

В наши дни многие желают освятить свой брак в церкви, но не всем известно, что при некоторых обстоятельствах над человеком нельзя совершать таинство венчания.

Иногда из-за этого случаются курьезы - с просьбой обвенчать их к священнику обращаются люди, некрещеные или уже состоящие в браке с другими лицами. В каких еще случаях в венчании откажут?

Первый и главный пункт, из которого нужно исходить, решая вопрос о том, нужно ли и можно ли человеку венчаться, — это его отношение к вере. В православной Церкви венчание, как и все остальные таинства, совершается только над православными христианами.

Если, например, человек был крещен в православии в детстве, но сейчас не считает себя верующим или считает себя принадлежащим к другой религии, венчать его нельзя.

"Так уж и быть, я согласен просто постоять рядом с любимой в церкви" или "это такой красивый обряд, хор поет, свечи горят, священник машет кадилом" — это не основания для совершения над человеком церковного таинства. Основанием для этого может быть только личная вера во Христа.

В последние годы в Московском Патриархате все чаще отказываются от сложившейся в советское время порочной практики совершения таинств над людьми без испытания их веры, но за фиксированную плату.

Сегодня во многих храмах откажутся венчать тех людей, которые, хотя и крещены, ничего не знают о вере и не участвуют в церковной жизни. Но это не значит, что такой паре просто укажут на дверь.

Там, где от венчающихся требуют знания хотя бы основ православия, предусмотрены курсы или беседы, на которых можно подготовиться к таинству венчания или крещения. Пренебрегать ими не стоит: ведь прежде чем произнести обеты венчания, стоит хотя бы выяснить, чем это чревато впоследствии.

Иногда, в виде исключения, таинство венчания в Русской православной церкви совершается над парами, где один из супругов православный, а другой — католик или традиционный протестант, например, англиканин или лютеранин. Эта практика пошла от династических браков, в которых жених и невеста принадлежали к разным европейским императорским домам, но в то же время единство в вере от них не требовалось.

Например, великая княгиня Елизавета Феодоровна вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь лютеранкой, и только уже позднее по собственной воле перешла в православие. В наши дни, если ваш избранник католик или протестант и вы желаете обвенчаться с ним в православной Церкви, для этого потребуется письменное разрешение правящего архиерея.

Читайте также: Если супруг не верующий, но любящий

Венчаться или нет - вот в чем вопрос

Фото: AP

Во-вторых, жених и невеста, желающие обвенчаться по православному обряду, должны быть совершенно свободны, то есть не связаны никакими обязательствами с третьими, четвертыми и так далее лицами.

В чин венчания входит и такой вопрос: "Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)". Именно поэтому в храмах Русской православной церкви для совершения венчания обязательно требуется свидетельство о заключении брака из загса — бывали трагикомические случаи, когда мужчина венчался в церкви с любовницей, состоя при этом в законном браке с ничего не подозревающей женой.

Кроме того, следует помнить, что православная Церковь не признает за своими чадами права на неограниченное количество попыток создания семьи. Законными, с точки зрения канонического права, считаются только три брака.

Причем, вопреки бытующему в народе мнению, что Церковь якобы признает законными только венчанные браки, браками считаются и заключенные в загсе, и даже браки "гражданские", не зарегистрированные нигде, но существующие по факту. То есть, например, брак женщины, которая с первым мужем не расписывалась, но прожила вместе три года, со вторым расписалась в загсе, а потом развелась, а с третьим решила обвенчаться, считается третьим, а не первым.

Второй и третий браки в православии считаются снисхождением к человеческой немощи, и в том случае, если брак не первый для обоих супругов, чин венчания совершается с меньшей торжественностью и содержит покаянные молитвы. Если же хотя бы для одного из супругов брак первый, их венчают как первобрачных, со всеми подобающими почестями.

Но даже второй брак Церковь считает позволительным не для каждого разведенного человека. Если первый  распался из-за супружеской измены, то заключение нового брачного союза разрешается только пострадавшей стороне, то есть тому, кто сохранил верность.

Согласно "Основам социальной концепции Русской Православной Церкви", лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. До начала XX века повторный брак для совершившего прелюбодеяние в России был вообще запрещен. И

только решением Святейшего Синода от 18 мая 1904 года супругу-изменнику разрешалось лишь один раз вступить в новое супружество после семилетней церковной епитимии, которая могла быть сокращена до двух лет.

Читайте также: Венчание: практические советы

 

Само собой разумеется, что брак не может быть заключен между людьми, которые в силу физических или психических причин не способны к брачному сожительству — например, тяжелыми умственно отсталыми или евнухами. Но это не относится к инвалидам — семьи слепых, глухих или людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вполне успешно адаптируются в обществе, любят друг друга и воспитывают детей. Кроме того, не стоит путать неспособность к исполнению супружеского долга и неспособность иметь детей — брак с человеком, страдающим бесплодием, не запрещен никакими церковными канонами.

Вступление в брак запрещено для монахов или монахинь, давших обеты безбрачия, а также для дьяконов и священников после рукоположения в сан. Так что на симпатичных клириков не стоит заглядываться.

В прежние времена существовали возрастные ограничения для вступления в брак. Но сегодня их нижняя планка поднялась до того возраста, в котором брак юного создания уже будет зарегистрирован в загсе согласно действующему в стране законодательству, а верхняя потеряла практический смысл. Если пара 80-летних стариков, проживших всю жизнь в согласии, пожелает на закате дней обвенчаться в церкви, им вряд ли откажут.

Пункт, согласно которому брак может быть совершен только при добровольном согласии жениха и невесты, в наши дни потерял актуальность. Сегодня вряд ли кого-нибудь ведут под венец силком. Благословение родителей тоже не обязательно — вполне может оказаться, что дети верующие, а их отцы и матери — атеисты. Как при этом они будут благословлять своих чад иконой?

Церковь запрещает браки при различных степенях родства. Между тем, обвенчаться с отцом или матерью вашего крестника теперь можно. Необходимо только обратитесь к правящему архиерею.  

faith.pravda.ru


Нам важно знать ваше мнение