Ислам: праздники (список). Главные праздники Ислама и его традиции. Ислам обычаи


история, традиции, обычаи, особенности и последствия

история, традиции, обычаи, особенности и последствия

Во многих мусульманских странах ранние браки являются социальной нормой. Некоторые правители, желая завоевать большую популярность, намерены официально разрешить женитьбу взрослых мужчин на малолетних девочках. Например, потенциальный победитель парламентских выборов в Ираке Нури аль-Малики обещал принять «Закон Джафари о личном статусе», который открыто провозглашает возможность раннего брака. И все же во многих развитых странах подобные реформы трактуются как проявление педофилии и торговля несовершеннолетними.

Мусульманские страны

Государства, основная часть населения которых исповедует ислам, все чаще оказываются задействованы в международных отношениях. Во многих странах мира существуют мусульманские общины, строятся мечети и школы для правоверных. В самих исламских государствах демографический рост настолько стремителен, что население вынуждено постепенно эмигрировать на другие территории.

Официально мусульманскими странами являются:

  • На территории СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
  • Страны Азии: Афганистан, Иран, Пакистан, Палестина, Турция, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Ливан, Сирия, Иордания, Йемен, Катар, Бангладеш, Мальдивы, Бруней, Индонезия, Малайзия.
  • Государства, которые входят в Африканский Союз: Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад.

В настоящее время количество мусульман стремительно увеличивается. Но следуя духу современности, многие молодые люди уже не придерживаются законов шариата так строго, как их предки. Происходит постепенная ассимиляция мусульман в европейскую культуру и, как результат, даже отрицание основных постулатов исламской веры. Но традиция ранних браков в мусульманских странах является актуальной и по сей день.

С какого возраста можно вступать в брак согласно исламу

Как говорится в «Законе Джафари о личном статусе», чтобы вступить в брак, мужчине достаточно достичь 15-летнего возраста. Будущей жене должно быть не менее девяти лет. Поправкой своду служит утверждение, что по согласию отца или деда девочка может выйти замуж и раньше.

Такой взгляд на ранние браки в мусульманских странах история подтверждает. Согласно Корану, одной из жен пророка Мухаммада Аише на момент бракосочетания исполнилось шесть лет. Но по-настоящему девушка стала женой (то есть познала интимную близость с мужем) в девятилетнем возрасте.

Сегодня брачный возраст в мусульманских странах составляет восемнадцать лет. При особых обстоятельствах с одобрения опекунов можно выйти замуж и в пятнадцать лет.

Особенности ранних браков в мусульманских странах

Союз, скрепленный традициями ислама, является очень крепким. Прочность объясняется, в первую очередь, соблюдением системы ценностей и традиций, продиктованных Кораном. Не являются исключением и ранние браки в мусульманских странах.

Второй причиной прочности супружеского союза является поддержка семьи общественными институтами. Развод в мусульманских странах – дело более хлопотное, чем в европейских и американских. Кроме того, будущие супруги с детства привыкают к ролям мужа и жены. Окруженная многочисленными родственниками, пара в любой момент может рассчитывать на защиту, эмоциональную и материальную поддержку, что значительно укрепляет супружеский союз.

Выбор спутника жизни у мусульман

Конечно, брак должен строиться на взаимной любви и почитании. Многие правоверные, как и граждане других государств, могут выбирать свою половинку. Однако такой выбор практически невозможен при ранних браках в мусульманских странах. Обычаи таких союзов диктуют согласие старших мужчин в семье – отца, деда, а порой и старшего брата.

Случается, что малолетняя невеста становится платой за долги родственников. Бывали случаи, что жена перебиралась в дом супруга, прихватив любимые игрушки – куклы, плюшевые мишки, кукольные домики и т. д. Многие девочки до конца не осознают всю важность и безысходности события. Их радует праздник и новые красивые наряды. Последующая же реальность шокирует и пугает.

Церемония мусульманского бракосочетания

Никах – это бракосочетание между правоверными мужчиной и женщиной. История церемонии свидетельствует, что будущий муж, беря в жены девушку, должен был объявить об этом на главной площади города.

Как свидетельствует описание ранних браков в мусульманских странах, несмотря на древнюю историю, никах не имеет юридической силы. Однако это очень торжественная и красивая церемония, состоящая из нескольких этапов:

  • Сговора.
  • Сватовства (хитбы).
  • Передачи невесты в дом жениха (зифаф).
  • Собственно свадьбы (урса, валимы).
  • Фактического вступления в супружеские отношения (первой брачной ночи, никаха).

Чтобы бракосочетание было признанным обществом, (что является весьма важным для правоверных), необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Супруг – совершеннолетний мусульманин.
  • Жених и невеста должны быть согласны вступить в брак.
  • Женитьба между кровными родственниками запрещена.
  • Девушку на церемонии должен сопровождать хотя бы один родственник-мужчина.
  • За невесту со стороны жениха платится калым (махр).
  • Мужчины могут жениться на мусульманках, а также христианках и иудейках. В случае межнационального брака родившиеся дети воспитываются согласно Корану.

Явление брачной полигамии

Как говорится в Коране, мусульманин может иметь до четырех жен. Условия заключения полигамного брака следующие:

  • Первая (главная) жена должна быть осведомлена о намерениях супруга пополнить семейство.
  • Последующие жены не должны сеять раздор в семье.
  • Все супруги имеют право на равное отношение к себе.

Также мужчина волен выбрать себе вторую жену, если:

  • В первом браке нет детей.
  • Первая жена часто болеет, и требуется уход за ней, детьми и мужем.

Полигамия, по мнению мусульман, - явление в некотором роде полезное. Оно дает возможность воспитывать детей в законном браке и полной семье.

Роль мужа в мусульманском браке

Коран проповедует равенство между мужчиной и женщиной. Однако исторически так сложилось, что ведущая роль в семье достается супругу. От того, как справляется мужчина с ролью мужа и отца, зависит его социальное положение.

Супруг должен обеспечивать материальное благополучие своей семьи, быть защитником собственного жилища, выполнять обязанности отца. Самый лучший подарок для детей, который может преподнести родитель, – это отличное образование и воспитание нравственных принципов у молодого поколения. Также от решения отца зависит, в каком возрасте будут заключаться браки его дочерей.

Как ислам трактует обязанности жен

Ранние браки в мусульманских странах предполагают полное послушание главе семейства. Правоверная должна быть хорошей женой, матерью и успешно вести домашнее хозяйство. Также женщине вверяется религиозное и нравственное воспитание детей.

Сегодня многие мусульманки получают образование. Однако это отнюдь не отрицает их скр

madamvong.ru

Ислам для всех! - Обычаи и их роль в жизни социума (из основ понимания религии)

  Сейран Арифов

«Будь снисходителен, вели творить [добро] по обычаю, и отстранись от невежд!» (Коран, 7:199) 
Что такое обычай? 

Обычай, или урф, в арабском языке — общепринятый в определенном обществе или социальной группе порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения, привычный образ действий. Согласно шариату, обычай — что-либо общепринятое и привычное, будь то слово или действие (Мустафа Зарка). 

 
Обычай правильный и ошибочный 

Обычаи бывают правильными и ошибочными, поскольку не все, что считается хорошим, необходимым или даже обязательным, является таковым на самом деле. Иногда люди соглашаются или договариваются относительно чего-то, и это становится их обычаем, но в основе их соглашения лежат заблуждения. Как, например, порабощение должника, не способного выплатить долг, согласно римскому праву, или закапывание живьем дочерей в доисламской Аравии, или сожжение на погребальном костре жены вместе с ее покойным мужем в Индии, или захоронение умерших вместе с их драгоценностями и сокровищами в древнем Египте. Таких жестоких обычаев было и остается, к сожалению, немало. 

 
Обычай общий и локальный 

Общий обычай — обычай всех или подавляющего большинства людей, живущих в разных странах. А локальный — обычай определенной страны. Или иначе: общий — обычай всех людей в одной стране, локальный — обычай отдельной социальной или этнической группы. 

Понятно, что общим обычаем не может быть то, что не общеизвестно и не привычно для всех или большинства членов общества. Например, обычай махра (брачного дара) в Дамаске, который определяет невеста: две трети выплачивается немедленно, а треть позже, в установленный срок. 

 
Обычай как источник законов 

Обычаи являются важным источником законов у тех народов, которые не следуют законам, ниспосланным Всевышним. Ислам пересмотрел обычаи народов, принявших законы Аллаха. Некоторые обычаи были запрещены, другие разрешены, третьи даже предписаны, а четвертые утверждены частично, то есть с поправками. 

В доисламской Аравии был широко распространен обычай усыновления. Усыновленному давали имя, указывающее на отцовство того, кто его усыновил. Но с приходом Ислама этот обычай был отменен.

«Зовите их (приемных детей) по именам их [кровных] отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (Коран, 33:5)

— сказано в Коране. Или обычай торговать вином, ростовщичество — все это было запрещенно шариатом, отвергнуто. 

В то же время обычай, не выходящий за рамки Корана и сунны, служит источ­ником законов и в шариате. Исключением являются обычаи, противоречащие предписаниям Корана или сунны, или доказательствам, осно­ванным на Коране и сунне (речь идет об иджма (консенсусе) и кыяс (аналогии), а также таким принципам шариата, как принцип «большего интереса» или «меньшего вреда». Более подробно этот вопрос рассматривается в науке об основах исламского законодательства — усуль фикх. 

Некоторые законы Корана и сунны установлены на основании обычаев времени ниспослания Корана и первых поколений мусульман. Но существует правило, гласящее: «Не отрицается возможность изменения закона вслед­ствие изменения реалий». 

Очевидно, что определить, какой закон является вечным предписанием, а какой основан на обычае, мы можем в ходе глубокого исследования. В этом и заключается одна из задач факиха — ученого в области исламского права. 

 
Значение имеет смысл, а не название 

Следует также сказать, что шариатские тексты понимаются только в том значении, которое они имели в языке во время ниспослания их источников. Мы не обращаем внимания на изменения названий, имен и слов, так как закон связан со смыслом, а не формой слова. Например, в аяте о распределении закята сказано, что закят дается «на пути Аллаха». В обычае того времени (времени ниспослания данного аята) это означало, прежде всего, военный джихад. В том же аяте говорится буквально «сын пути», что в то время означало «человек, находящийся в дороге, вдали от своего дома». И если сегодня выражение «на пути Аллаха» понимается нередко как студент (в частности студент богословского факультета), а «сын пути» как ребенок, оставленный родителями, выросший на улице, то для правильного понимания указанных аятов мы, все-таки, должны обратиться к тому значению, которое имели данные слова во время их ниспослания. 

Аналогичный принцип действует и в судебной практике. Ибн Абиддин приводит следующее правило:

«Слова давшего клятву, обет, оставившего завещание или любого, кто представляет одну из сторон договора, понимаются в соответствии со значением в языке и обычаем говорящего». 

Если человек поклялся, что не ступит в дом такого-то, а потом въехал туда верхом, то он нарушил клятву, так как согласно общепринятому обычаю не обязательно буквально ступать своей ногой. Если кто-то поклялся, что не будет есть мясо, а потом съел рыбу, он не нарушил клятву, поскольку мясом рыбу обычно не называют. Если муж ска­­зал жене: «Собирай вещи», — и в обычае его народа это означает развод, то развод состоялся. 

 
Словесный обман 

Мы хотим предостеречь мусульман от обмана, нередко преднамеренного, когда порицаемые в Исламе явления меняют свои имена. Например, опьяняющим напиткам дают новые названия, а прелюбодеяние именуют «гражданским браком». Суть не меняется: если лысого назвать волосатым, он так и останется лысым. 

Говоря о толерантности сегодня нередко подразумевают признание гомосексуализма, а рассуждая об обще­человеческих духовных ценно­стях, имеют в виду «синтез религий». Равноправие зачастую означает отмену системы прав, обязанностей, прерогатив и полномочий, установленных Аллахом; твердая вера квалифицируется как экстремизм, а законная борьба с агрессором и оккупантом — как терроризм. 

 
Запрет уловок и уверток

Что касается запрета уловок и уверток, которые называются в шариате хияль, — это те действия, которые, на первый взгляд, могут показаться дозволенными, но совершаются с целью сделать запрещенное шариатом дозволенным или обязательное необязательным. 

Известно, что торговля построена на выгоде. Покупатель нуждается в товаре, а продавец в том, что выручит за свой товар. И если продавец продает товар за десять гривен с отсрочкой выплаты, затем покупает этот же товар у того же, кому его продал за пять гривен, с оплатой на месте, то, на самом деле, это уже является долгом под проценты, замаскированным под два договора купли-продажи. 

Другой случай. Подарок — благое дело. Но если человек, обязанный выплатить закят со своих средств, за некоторое время до конца года (то есть момента достижения его денежных средств ценза, согласно которому он обязан выплачивать закят), сделал подарок на некоторую сумму знакомому, сделав это для того, что бы его средства стали меньше ценза, что снимает с него обязанность выплаты закята, то его подарок — всего лишь уловка для невыплаты закята. 

Шариат учит мусульманина не только соблюдать букву закона, но очистить свое сердце, быть честным со своим Господом, который ведает тайное и явное. Иначе, это уже лицемерие и ханжество. 

Источник: газета «Арраид», № 3 (140), 2011 год

islam.plus

праздники (список). Главные праздники Ислама и его традиции

Мусульмане, как и приверженцы иных религий, имеют немало своих праздников, представляющих собой неотъемлемую часть исламской духовности и культуры. Арабское название такой торжественной даты – ид, что означает примерно следующее: «возврат к определенному времени». Чем характеризуются основные праздники Ислама и как их отмечают правоверные приверженцы религии пророка Мухаммеда?

Общие принципы

Во время любого из праздников мусульманского календаря верующие, конечно же, молятся. Кроме того, они вспоминают своих близких и молятся за тех из них, кто отошел в мир иной. Как предписывает Ислам, праздники должны проводиться в общине, чтобы каждый человек мог почувствовать свою причастность к умме.

В отличие от христианства, где главных праздников насчитывается тринадцать, мусульмане имеют только две столь значимых торжественных даты: Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха. Первый праздник приурочен к завершению поста, а второй посвящен жертвоприношениям. Его отмечают во время совершения хаджа, то есть паломничества в Мекку. В противовес Фитру, который называют Малым праздником, Адха называется Большим, или Великим.

Оба эти праздничных дня, а также все другие религиозные праздники Ислама отмечаются в соответствии с лунным календарем по традиции, принятой на Ближнем Востоке. Счет исламского летоисчисления начинается с 15 июля 622 года н. э. В этот день пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину, что называется днем Хиджры. Лунный год мусульман короче солнечного на 11 дней. Этим обуславливается то, что исламские праздники не приурочены к датам григорианского календаря, в соответствии с которым они ежегодно смещаются в своем праздновании на одиннадцать дней. Чтобы выровнять этот ритм, каждый третий год считается високосным.

Хиджра

Хиджра - это, в принципе, первый из праздников, который был установлен в мусульманской общине. Организованные празднества в этот день впервые были инициированы халифом Омаром. А по своей сути он представляет собой исламский новый год, открывающий месяц муххарам. Наступает этот праздник после предшествующего новолуния.

Новый год предполагает для каждого мусульманина символический переход из Мекки в Медину. Это значит, что позади нужно оставить все грехи, неудачи и прежние привычки и вступить в новую жизнь в соответствии с волей Аллаха.

Память Хусейна

Через десять дней после Нового года празднуется память имама Хусейна, бывшего внуком пророка Мухаммеда. Он погиб в 61 год хиджры в сражении с войсками халифа Йазида. Это специфически шиитский день, он не входит в основные праздники Ислама, список которых одинаков для всех внутриисламских течений и конфессий. В этот день шииты носят траур, устраивают торжественные процессии, инсценируют события смерти Хусейна т. д.

Ид аль-Фитр

Фитр служит ответом на вопрос о том, какие праздники в Исламе наиболее любимы. Он знаменует собой конец великого исламского поста рамадана. В народной традиции его еще называют праздником сладостей. Как уже было замечено выше, этот день входит в двойку важнейших торжеств, которые имеет Ислам. Праздники эти называются Малым и Большим, из которых Фитр – Малый. Называется он так только потому, что его продолжительность составляет три дня, тогда как время празднования Великого праздника Адха – четверо суток.

К торжествам Фитра тщательно готовятся. Традиционно в это время ходят в гости. Потому исламские семьи готовят много угощения и украшают свои жилища. Как и христиане на Пасху, приверженцы ислама дарят друг другу подарки и поздравительные открытки.

Другая обязательная черта этого праздника – благотворительность. В обязательном порядке для бедных и малоимущих семей собирается пожертвование, чтобы праздник не обошел их стороной.

Когда приходит время завершить пост, верующие призываются на молитву. В исламских странах бьют в барабаны, делаются объявления по радио и телевидению, стреляют из ружей в небо, и сразу же начинается веселье. Первым делом скромной трапезой из фиников, сока или молока прерывается пост. Завершается прием пищи ритуальной молитвой, называемой Магриб. Все последующие три дня никто не работает, не учится. Все только веселятся, дарят подарки, наносят визиты к друзьям и посещают родственников. Основное же веселье начинается в первый день в полдень с праздничного обеда. После этого предусмотрено посещение кладбищ и молитва об умерших, вслед которой все три дня продолжается всеобщая радость и торжества.

Ид аль-Адха

Адха - это Великое торжество, своего рода визитная карточка, которая олицетворяет Ислам. Праздники мусульман во многом приурочены к воспоминаниям о тех или иных событиях священной истории. Так и Ид аль-Адха знаменует собой не просто окончание хаджа, но и является памятным торжеством, посвященным жертвоприношению Иссака пророком Авраамом. Идея жертвенности ключевая в этом событии, поэтому мусульмане закалывают жертвенных животных в память о нем. Им может быть коза, корова и даже верблюд. Но наиболее часто эту роль играют бараны.

День рождения Мухаммеда

Главные праздники Ислама, конечно же, не обходятся без празднования дня рождения основателя, который называется по-арабски Милад ан-Наби. Традиционно этим днем считается 12 число арабского лунного месяца рабиа аваль. Дата рождения по солнечному календарю (20 августа) не принимается во внимание. Отмечаться он стал не сразу, а только во время правления Аббасидов. Сакраментальное значение данного дня состоит в том, чтобы вспомнить и почтить память пророка, выразить ему свою любовь, преданность и извлечь из истории его жизни полезные уроки.

Ночь вознесения

Согласно мусульманскому преданию, однажды ночью пророка Мухаммеда таинственная сила Аллаха перенесла в Иерусалим. Сопровождавший его архангел Джабриил (Гавриил) показал ему также ад и рай, а после этого пророк предстал перед самим Аллахом на седьмом небе. Результатом данного откровения было установление намаза – ритуала молитвы, который каждый правоверный мусульманин должен исполнять пять раз в день. Празднуется это событие 27 числа месяца раджаб. В отличие от многих других торжественных дат, которые имеет Ислам, праздники дня рождения и ночи вознесения не предусматривают особенного веселья. Во время них главным образом читаются суры из Корана и произносятся молитвы. Арабское название этого праздника - Лейлят аль-Мирадж.

Ночь могущества

Лейлят аль-Кадр - это праздничная ночь, в которую вспоминается самое первое откровение пророка Мухаммеда. Отмечается она в священный месяц рамадан 27 числа. Но на самом деле эта дата условная, так как точных сведений о том, когда это событие состоялось, не сохранилось. Поэтому, в случае нужды, ее могут отметить в любую из ночей последних десяти дней рамадана. Как правило, празднование сводится к посещению мечети и чтению молитв в течение всей ночи.

Ночь благословения

Это еще одна особенная ночь, которую призывает праздновать Ислам. Праздники, традиции которых основаны на чествовании памяти историй из жизни пророка, включают эту ночь в качестве особенного времени для молитвы за усопших. Отмечается она в полнолуние перед началом рамадана, в канун 15 шаабана. Исторической основой этого праздника служит время, которое пророк Мухаммед проводил в молитвах, готовясь к посту, что он ежегодно держал в уединении. Приверженцы Ислама считают, что в эту ночь, называемую по-арабски Лейлят аль-Бараат, Аллах дает распоряжения в отношении всех живущих людей: кому предстоит умереть, а кому - жить, кому прощаются грехи, а на кого ляжет проклятье и пр. В эту ночь готовится специальная ритуальная трапеза и зажигаются свечи.

Прочие праздники

Перечисленные выше праздники – основные для исламского мира. Их отмечают практически все верующие в одно и то же время. Но есть и такие события, которые каждая семья переживает отдельно. К этим дням относятся главным образом рождение ребенка, наречение имени и т. д. Кратко коснемся и их.

Рождение ребенка

Когда рождается ребенок, это большая радость для всей семьи. В мусульманском мире это событие имеет яркую религиозную окраску. Во-первых, дитя считается даром Аллаха, а во-вторых, его немедленно посвящают в исламскую религию следующим образом: сначала в правое ухо младенцу шепчется так называемый азан, то есть призыв на молитву, начинающийся с формулы «Аллах акбар», а затем в левое ухо шепчется икама, то есть повеление встать на молитву. Таким образом, новорожденный ребенок первым словом в своей жизни имеет слово "Бог", что очень важно. Это первое посвящение в веру. В дальнейшем ему предстоит еще ряд инициаций.

Жертвоприношение и другие праздники

После рождения ребенка требуется принести в дар Аллаху жертвенное животное – одного за девочку и два за мальчика. Мясо животных раздается нуждающимся и неимущим.

Ислам - религия, праздники которой в честь новрожденного многочисленны. Среди прочих из них стоит отметить Тахник – помазание уст младенца соком с пожеланием здравия; Акику – ритуальное обритие ребенка на седьмой день после рождения; наречение; Хитан – обрезание младенца мужского пола; Бисмиллу – произнесение над ребенком особой заклинательной формулы из Корана.

Есть и другие праздничные, религиозно окрашенные дни в частной семейной жизни. Но их масштаб не столь велик, чтобы подробно останавливаться на них в этой статье.

fb.ru

О положении обычаев и традиций в Исламе (аль-‘Урф)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Среди обычаев есть запрещенные, но также есть такие, которые можно, нужно и даже необходимо соблюдать! И в шариате есть много положений, которые опираются на обычаи и то, что принято среди людей, что именуется как «аль-‘урф» и «аль-‘ада». А одно из пяти великих шариатских правил, относительно которых все ученые единогласны и которые именуются как «аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра» гласит: «Обычаю отдается право» (аль-Ада мухаккама). Это очень огромная тема в Исламе и данному вопросу посвящено много отдельных трудов. Но с дозволения Аллаха постараюсь хотя бы коротко осветить данный вопрос.

Правило: «Обычаю отдается предпочтение, если он не противоречит шариату» узаконено Всевышним Аллахом в Коране, пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне, и о нем часто говорили имамы!

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Прояви снисходительность, повелевай добро (аль-‘урф) и отвернись от невежд!» (аль-А’раф 7: 199).

Имам аль-Джассас в своем тафсире сказал: “Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающим правильным разумом”. См. “Ахкам аль-Къуран” 4/214.

Имам Абу ас-Су’уд в отношении слов Аллаха: «повелевай аль-‘урф» говорил: “Т.е. благое, что считают хорошим из числа деяний, так как подобное близко к тому, что люди примут это, и не будут отвергать”. См. “Тафсир Аби ас-Сууд” 2/456.

Имам аль-Къарафи, приведя этот аят, сказал: “Любая вещь, на которую указывает обычай, имеет преимущество”. См. “аль-Фурукъ” 3/194.

Также Всевышний Аллах говорит: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней» (аль-Маида 5: 89).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Всевышний Аллах повелел накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи. И ученые разногласили в этом вопросе, как определяется средняя еда, в соответствии с шариатом или же возвращается к бытующему обычаю? Также они разногласили и в содержании жены. Правильным является то мнение, что все это возвращается к общепринятому обычаю в этих вопросах”. См. “Маджму’уль-фатауа” 26/113.

Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга» (ан-Нур 24: 58).

Хафиз аль-‘Аляи в отношении этого аята в «аль-Муджму’» сказал: “Повелел Аллах испрашивать разрешения в эти три периода времени по причине того, что обычно в это время люди снимают одежду. И шариатское положение в этом вопросе было установлено в соответствии с тем, чтобы стало традицией среди людей!”

То же самое говорил и имам аль-Куртуби в своем тафсире 12/304.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними согласно обычаю» (ан-Ниса 4: 19).

Также Всевышний Аллах сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать мать пропитанием и одеждой согласно традиции» (аль-Бакъара 2: 233).

Шейх Ибн аль-Къайим «ар-Рауда аль-мухиббин» говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее и одевает ее в соответствии с традицией”.

Что касается Сунны, то и в ней содержится указание на законность обычаев и традиций. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, — на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»«. аль-Бухари 5364, Муслим 1714.

Перечисляя пользы данного хадиса, имам ан-Науауи сказал: “Следует опираться на традиции в тех вопросах, относительно которых нет шариатской конкретизации”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/8.

Имам аль-‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Этот хадис из числа доказательств на правомочность обычая”. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 1/61.

Также из числа доводов на обычай, это известное высказывание Ибн Мас’уда: “Что считают мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23, аль-Баззар 130. Достоверность подтвердили имамы Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани.

Это высказывание сподвижника является доводом на законность единогласного мнения мусульман, которое не может быть заблуждением. Ведь все мусульмане не могут считать плохое хорошим или хорошее плохим, так как они не будут все вместе на заблуждении, о чем говорится в хадисах. Однако с этого высказывания Ибн Мас’уда многие имамы также взяли довод на законность обычаев и традиций, как это говорили имамы ас-Суюты и Ибн Нуджайб в «аль-Ашбах», а также ас-Сархаси в «аль-Мабсут» 12/45.

Таким образом, все упомянутое указывает на важность того, что стало общепринятым среди людей и на то, что с традициями и обычаями, которые не противоречат шариату, необходимо считаться.

Имам аль-Касани говорил: “То, на что нет прямого указания в шариате, возвращается к обычаю и традиции, так как обычай является доводом!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 5/223.

Имам Ибн ‘Абидин сказал: “С обычаем в шариате считаются и поэтому у него есть положение, к которому возвращаются”. И он также передал слова имама ас-Сархаси, который сказал: “Установленное обычаем, все равно, что установлено шариатом!” См. “Расаиль Ибн ‘Абидин” 2/114.

Некоторые условия, при которых обычаю (традиции) отдается преимущество:

1. Чтобы обычай или традиция не противоречили тексту Корана, Сунны, единогласному мнению (аль-иджма’) или устоявшемуся шариатскому положениюИмам ас-Сархаси сказал: “Любой обычай (традиция), которому противостоит текст Корана или Сунны не принимается в расчет!” См. “аль-Мабсут” 1/146.

2. Чтобы обычай был общепринятым в народе, а не редкимИмам ас-Суюты сказал: “Обычай принимается в расчет тогда, когда является общепризнанным, а когда он является неясным, то он не берется в счет”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 87.

3. Чтобы обычай (традиция) был действующим на данный момент, а не существовавшим когда-то, так как обычаи и традиции меняются в зависимости от времени, места или народаОб этом говорил имам аш-Шатыби в “аль-Мууафакъат” 2/220.

Ученые разделяли обычаи на два вида: правильные и порочные.Хороший и правильный обычай – это тот, который известен всем людям (определенного общества), который не противоречит шариатскому тексту Корана и Сунны или единогласному мнению, не становится причиной упущения благого или причиной достижения вреда. См. “Назария аль-‘урф” 36-37.

Что же касается порочных видов традиции и обычаев, то к этому относится все то, что противоречит велению Ислама, его обрядам и его чистому духу, как распространение в мусульманской среде полуобнаженных женщин, уподобление неверным и их традициям, увлечение азартными играми и т.п.

А что касается обычаев, к которым например необходимо возвращаться, то это взаимоотношение супругов, расходование на жен и детей, кормление бедняков, отношение с соседями, финансовые взаимоотношения на которых нет запрета в шариате, одеяние, завещание, наказание за грех и проступок, на которые нет указания в шариате и что именуется как та’зир — выговор, и т.п. См. “аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра” 382-991.

Также следует знать, что среди обычаев есть такие, которые человек обязан соблюдать, и которые просто дозволено соблюдать. Например, человек обязан соблюдать такие общепринятые положения в его обществе, соблюдение которых вытекает из Корана и Сунны, как скажем расходование на жену и детей, взаимоотношение супругов и т.п. Что касается таких обычаев, которые не связаны с велением шариата, но и не противоречат ему, то все равно человеку лучше соблюдать их, поскольку несоблюдение некоторых традиций может привести к смуте в народе, недоверию и т.п. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соблюдал и не порицал традиции своего народа, которые не шли в противоречие шариату. Шейх Салих ас-Садлян говорил: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) люди совершали деяния, которые относились к их быту, и он не запрещал это, что указывает на их дозволенность. Также они совершали различные деяния, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрял и даже сам принимал участие в них, что также указывает на дозволенность этого. Также и Ислам одобрил то, что было благим из числа того, что делали люди до Ислама”. См. “аль-Къауа’ид аль-кубра” 345.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»

p style=»text-align: justify;»

soliha.com

О положении обычаев и традиций в Исламе (аль-'Урф)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Среди обычаев есть запрещенные, но также есть такие, которые можно, нужно и даже необходимо соблюдать! И в шариате есть много положений, которые опираются на обычаи и то, что принято среди людей, что именуется как «аль-‘урф» и «аль-‘ада». А одно из пяти великих шариатских правил, относительно которых все ученые единогласны и которые именуются как «аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра» гласит: «Обычаю отдается право» (аль-Ада мухаккама). Это очень огромная тема в Исламе и данному вопросу посвящено много отдельных трудов. Но с дозволения Аллаха постараюсь хотя бы коротко осветить данный вопрос.

Правило: «Обычаю отдается предпочтение, если он не противоречит шариату» узаконено Всевышним Аллахом в Коране, пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне, и о нем часто говорили имамы!

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Прояви снисходительность, повелевай добро (аль-‘урф) и отвернись от невежд!» (аль-А’раф 7: 199).

Имам аль-Джассас в своем тафсире сказал: “Слово «аль-ма’руф» – это то, что разум считает хорошим в совершении этого, и что не является порицаемым для обладающим правильным разумом”. См. “Ахкам аль-Къуран” 4/214.

Имам Абу ас-Су’уд в отношении слов Аллаха: «повелевай аль-‘урф» говорил: “Т.е. благое, что считают хорошим из числа деяний, так как подобное близко к тому, что люди примут это, и не будут отвергать”. См. “Тафсир Аби ас-Сууд” 2/456.

Имам аль-Къарафи, приведя этот аят, сказал: “Любая вещь, на которую указывает обычай, имеет преимущество”. См. “аль-Фурукъ” 3/194.

Также Всевышний Аллах говорит: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней» (аль-Маида 5: 89).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Всевышний Аллах повелел накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи. И ученые разногласили в этом вопросе, как определяется средняя еда, в соответствии с шариатом или же возвращается к бытующему обычаю? Также они разногласили и в содержании жены. Правильным является то мнение, что все это возвращается к общепринятому обычаю в этих вопросах”. См. “Маджму’уль-фатауа” 26/113.

Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга» (ан-Нур 24: 58).

Хафиз аль-‘Аляи в отношении этого аята в «аль-Муджму’» сказал: “Повелел Аллах испрашивать разрешения в эти три периода времени по причине того, что обычно в это время люди снимают одежду. И шариатское положение в этом вопросе было установлено в соответствии с тем, чтобы стало традицией среди людей!”

То же самое говорил и имам аль-Куртуби в своем тафсире 12/304.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними согласно обычаю» (ан-Ниса 4: 19).

Также Всевышний Аллах сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать мать пропитанием и одеждой согласно традиции» (аль-Бакъара 2: 233).

Шейх Ибн аль-Къайим «ар-Рауда аль-мухиббин» говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее и одевает ее в соответствии с традицией”.

Что касается Сунны, то и в ней содержится указание на законность обычаев и традиций. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, — на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»«. аль-Бухари 5364, Муслим 1714.

Перечисляя пользы данного хадиса, имам ан-Науауи сказал: “Следует опираться на традиции в тех вопросах, относительно которых нет шариатской конкретизации”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/8.

Имам аль-‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Этот хадис из числа доказательств на правомочность обычая”. См. “Къауа’ид аль-ахкам” 1/61.

Также из числа доводов на обычай, это известное высказывание Ибн Мас’уда: “Что считают мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23, аль-Баззар 130. Достоверность подтвердили имамы Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани.

Это высказывание сподвижника является доводом на законность единогласного мнения мусульман, которое не может быть заблуждением. Ведь все мусульмане не могут считать плохое хорошим или хорошее плохим, так как они не будут все вместе на заблуждении, о чем говорится в хадисах. Однако с этого высказывания Ибн Мас’уда многие имамы также взяли довод на законность обычаев и традиций, как это говорили имамы ас-Суюты и Ибн Нуджайб в «аль-Ашбах», а также ас-Сархаси в «аль-Мабсут» 12/45.

Таким образом, все упомянутое указывает на важность того, что стало общепринятым среди людей и на то, что с традициями и обычаями, которые не противоречат шариату, необходимо считаться.

Имам аль-Касани говорил: “То, на что нет прямого указания в шариате, возвращается к обычаю и традиции, так как обычай является доводом!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 5/223.

Имам Ибн ‘Абидин сказал: “С обычаем в шариате считаются и поэтому у него есть положение, к которому возвращаются”. И он также передал слова имама ас-Сархаси, который сказал: “Установленное обычаем, все равно, что установлено шариатом!” См. “Расаиль Ибн ‘Абидин” 2/114.

Некоторые условия, при которых обычаю (традиции) отдается преимущество:

1. Чтобы обычай или традиция не противоречили тексту Корана, Сунны, единогласному мнению (аль-иджма’) или устоявшемуся шариатскому положениюИмам ас-Сархаси сказал: “Любой обычай (традиция), которому противостоит текст Корана или Сунны не принимается в расчет!” См. “аль-Мабсут” 1/146.

2. Чтобы обычай был общепринятым в народе, а не редкимИмам ас-Суюты сказал: “Обычай принимается в расчет тогда, когда является общепризнанным, а когда он является неясным, то он не берется в счет”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 87.

3. Чтобы обычай (традиция) был действующим на данный момент, а не существовавшим когда-то, так как обычаи и традиции меняются в зависимости от времени, места или народаОб этом говорил имам аш-Шатыби в “аль-Мууафакъат” 2/220.

Ученые разделяли обычаи на два вида: правильные и порочные.Хороший и правильный обычай – это тот, который известен всем людям (определенного общества), который не противоречит шариатскому тексту Корана и Сунны или единогласному мнению, не становится причиной упущения благого или причиной достижения вреда. См. “Назария аль-‘урф” 36-37.

Что же касается порочных видов традиции и обычаев, то к этому относится все то, что противоречит велению Ислама, его обрядам и его чистому духу, как распространение в мусульманской среде полуобнаженных женщин, уподобление неверным и их традициям, увлечение азартными играми и т.п.

А что касается обычаев, к которым например необходимо возвращаться, то это взаимоотношение супругов, расходование на жен и детей, кормление бедняков, отношение с соседями, финансовые взаимоотношения на которых нет запрета в шариате, одеяние, завещание, наказание за грех и проступок, на которые нет указания в шариате и что именуется как та’зир — выговор, и т.п. См. “аль-Къауа’ид аль-фикъхия аль-кубра” 382-991.

Также следует знать, что среди обычаев есть такие, которые человек обязан соблюдать, и которые просто дозволено соблюдать. Например, человек обязан соблюдать такие общепринятые положения в его обществе, соблюдение которых вытекает из Корана и Сунны, как скажем расходование на жену и детей, взаимоотношение супругов и т.п. Что касается таких обычаев, которые не связаны с велением шариата, но и не противоречат ему, то все равно человеку лучше соблюдать их, поскольку несоблюдение некоторых традиций может привести к смуте в народе, недоверию и т.п. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соблюдал и не порицал традиции своего народа, которые не шли в противоречие шариату. Шейх Салих ас-Садлян говорил: “Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) люди совершали деяния, которые относились к их быту, и он не запрещал это, что указывает на их дозволенность. Также они совершали различные деяния, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрял и даже сам принимал участие в них, что также указывает на дозволенность этого. Также и Ислам одобрил то, что было благим из числа того, что делали люди до Ислама”. См. “аль-Къауа’ид аль-кубра” 345.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»

p style=»text-align: justify;»

beta.soliha.com

Мусульманские правила и обычаи

Мусульманские правила и обычаи

Традиции и обычаи в Исламе тесно связаны с семейной и бытовой сферой. Именно поэтому многие обряды в мусульманском мире касаются свадеб, похорон и других семейных традиций играющих важную роль в жизненном и общественном укладе.

К наиболее важным и главным обычаям, даже обязанностям, мусульманина можно отнести:

  • обязательную пятикратную молитву, намаз;
  • омовение перед молитвой;
  • закят или налог в пользу бедных;
  • ежегодный пост в течение месяца;
  • паломничество в Мекку.

Эти обычаи достаточно важны в жизни мусульманина. К примеру, посещение мечети и намаз. Намаз – это молитва, являющаяся обязательной для каждого человека, который исповедует Ислам. Намаз совершается пять раз за день и лучше всего, если это проходи в мечети, но это условие не является обязательным. Посещение мечети для совершения намаза входи в обязанности мусульман исключительно в пятницу. При входе в мечеть необходимо снимать обувь, для женщин – это покрытая голова и длинна одежда, прикрывающая ноги.

Другим традиционным, а также религиозным обрядом в мусульманском мире является никах. Это специальные свадебные обряды, при которых мулла читает суру Корана, где перечисляются права женщины и мужчины в браке. Данный обряд является обрядом бракосочетания молодых. Его проведение в соответствии с всеми условиями в мусульманской вере сулит благополучие брака.

Также особыми обрядами в Исламе сопровождаются и погребения умерших. Погребальный намаз, имеющий название джаназа и должен читаться несколькими людьми. После смерти человека над телом проводится мусульманский обряд омовения с использованием благовоний.

Обязательным для каждого мусульманина также является месяц поста, называемый рамаданом. В это время правоверные мусульмане отказываются в дневное время от приема пищи, курения, питья и интимной близости. Пост начинается после рассвета и заканчивается после захода солнца и сопровождается ежедневными молитвами.

Паломничество, связанное с посещением священного города Мекки, также является традиционной обязанностью каждого мусульманина. Это паломничество должно быть совершено каждым правомерным мусульманином хотя бы раз в жизни и является, с точки зрения Ислама одним среди наилучших действий мусульманина.

Мусульманские традиции, обычаи и обряды имеют богатую и древнюю историю и, конечно, этим перечнем не ограничиваются.

Islam-today

Статья показалась интересной? Будем благодарны за репосты!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Традиции семьи и брака в исламе

Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследу­ются и развиваются. Система семьи и отно­шения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества. (Сайд Куатб, современный мусульманский реформатор)

Семья.

Мусульмане рассматривают семью как ин­ститут, предписанный Богом. По этой причи­не Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственни­ков или даже членом соседнего семейства, семья наверняка объединится и окажет под­держку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко опреде­ленную роль и обязанности. Особое место от­водится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители име­ют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начи­нается с рождения ребенка. Глава семьи ше­потом произносит на ухо ребенку азан (при­зыв к молитве) с тем, чтобы первое услышан­ное им слово было "Аллах". Постепенно ро­дители учат своих детей традициям, прису­щим религии и обществу в целом. Источни­ком этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разрос­шейся семьей.

  • Тот, у кого нет сострадания к малым мира сего и кто не почитает старших, не достоинбыть одним из нас./Хадис

Наставление детям

  • В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострада­тельны, уважительны, добры и послушны.

  • Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.

  • Обращаться к родителям по имени невеж­ливо.

  • Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо изви­нитесь.

  • Помогайте им без просьб.

  • Когда родители достигнут преклонного воз­раста, не забывайте, что к ним нужно отно­ситься с большим терпением и добротой.

Наставления родителям

  • Избегайте самоуверенности и ложной гор­дости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.

  • Дайте им по возможности наилучшее обра­зование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.

  • Помогите им обрести счастье в браке.

  • Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.

  • Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.

  • Не возлагайте на них тяжелую ношу, ста­раясь заставить их делать то, что превыше их сил.

  • Учите их быть мусульманами.

Мужчины в женщины.

Ислам учит, что Аллах создал все взаи­модополняющими парами, и поэтому мужчи­ны и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значитель­ным шагом вперед по сравнению с доислам­ской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права насле­дования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими су­ществами. Однако наряду с этим ислам все­гда принимал во внимание физические раз­личия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и рас­пад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами.  Освятив институт брака, ислам внес не­оценимый вклад в жизнь женщин:

  • супружество стало единственным разре­шенным законом местом для сексуальных отношений;

  • женщина стала более свободной — теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало не­обходимо вначале получить ее свободное согласие;

  • был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедли­вое содержание;

  • женщинам было дано право обладать соб­ственностью и наследовать ее.

Жена и  мать.

Назначение мусульманской женщины пре­жде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусуль­манской женщине разрешается ходить на ра­боту, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульман­ских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут се­бя скромно и одеваются в соответствии с за­конами ислама. Находясь на улице или на ра­боте, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

  • Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой.Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность./ Хадис

Женщины обычно покрывают голову ка­ким-либо шарфом или вуалью; руки они за­крывают до запястий, а ноги — до щиколо­ток. Ношение черной "чадры" или вуали, по­крывающей лицо, зависит от местных обыча­ев и не является требованием ислама.  Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Да­вая жизнь новому существу, она должна пом­нить неотъемлемые права каждого ребенка:

  • право на жизнь и равные возможности в жизни;

  • право на законность — каждый ребенок

  • имеет право носить имя своего отца;

  • право на хорошее и любящее воспитание.

Муж и отец.

Несмотря на равенство, которое Коран да­ет мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако соци­альное положение мужчи­ны в значительной степе­ни зависит от того, на­сколько он является хо­рошим мужем и отцом. Мужчина должен мате­риально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким общест­вом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключа­ется в лидерстве, ответст­венности, исполнении долга перед семьей, а так­же занятости в сфере эко­номики, бизнеса, торгов­ли и коммерции.

  • Лучший подарок, который отец дает своим детям, — хорошее образование и воспитание./Хадис

Брак.

В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями. В мусульманских странах считается вполне нормальным, что родствен­ники, не входящие в одну и ту же семью (на­пример, двоюродные братья и сестры), могут сочетаться браком. Это делает разросшуюся семью более тесно связанной.

  • ...Он создал Для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость./Коран 30:20

  • Мы создали вас мужчиной и женщиной... чтобы вы знали друг друга…/Коран 49:13

Ислам учит, что присущие каждому чело­веку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения стра­даний. Мусульмане считают, что секс благо­творен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

  • Когда муж и жена разделяют интимное уе­динение, это вознаграждается, и на них снис­ходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния./ Хадис

Поэтому ислам запрещает любую интим­ную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-ни­будь для будущей стабильности данной се­мьи. Утверждение, что супружеская пара должна "испытать" и таким образом лучше "узнать" друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значитель­ным "опытом" предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.

Сосватанные пары.

Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это преж­де всего объединение уже существующих се­мей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители по­могают своим детям в выборе.

  • Пророк сказал: "Женщина должна быть заму­жем только за тем человеком, который доста­точно хорош для нее или совместим с ней." /Хадис

Мусульмане думают, что родители знают своих детей и, будучи сами женатыми людь­ми, знают, какие качества необходимы для хорошего брака. Они считают, что влюблен­ность — это опасное и волнующее состояние ума, которое может с легкостью смутить пра­вильное суждение. Хотя любовь у пар, испо­ведующих ислам, обычно приходит после свадьбы, а не до нее, процент разводов в му­сульманских странах очень низок. Потенциальные мусульманские супруже­ские пары узнают друг друга с тем, чтобы по­нять, есть ли основа для взаимопонимания. Перед свадьбой они имеют возможность встречаться с тем, чтобы чувства любви, дружбы и близости могли развиваться. Одна­ко юноша и девушка обычно не остаются на­едине друг с другом; во время этих встреч их сопровождает кто-то из старших членов се­мьи. Ухаживание является лишь первым ша­гом к женитьбе и не обязательно заканчива­ется бракосочетанием, поэтому репутация и целомудрие женщины не должны пострадать. Самыми главными составными мусуль­манского брака являются разделяемые обои­ми супругами духовные и нравственные цен­ности. При этом даже если муж и жена про­исходят из разных культур и традиций, они имеют одинаковые основы мировоззрения, отношения и привычки, которые связывают их вместе. Самая главная совместимость — это совместимость сердца.

  • Не вступайте в брак с человеком только из-за его внешнего вида; красота может статьпричиной морального падения. Лучше вступай­те в брак на основе религиозной приверженно­сти./Хадис

Несмотря на то, что мусульмане часто со­четаются браком с родственниками, межра­совые и межнациональные браки не являются необычными: исламская семья — уммах — пересекает границы рас и национальностей. Люди прежде всего являются мусульманами, а лишь потом членами какой-то конкретной нации или государства.

Бракосочетание.

Церемония бракосочетания обычно прово­дится в доме невесты. Невеста и жених при­носят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем ново­брачные обмениваются кольцами; составля­ется и подписывается брачный контракт

  • Самое лучшее из сокровищ — хорошая жена. Она радует глаз своего мужа, покорна его сло­ву и охраняет его собственность во время его отсутствия; и лучшие из вас те, кто лучше всего относятся к своим женам./Хадис

Через несколько дней после брачной цере­монии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пыш­ное празднество с вручением большого коли­чества подарков.

Развод.

Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каж­дый брак оказывается удачным. Поэтому ис­лам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

  • Самое последнее действие, которое разре­шил Бог, это развод./Хадис

До развода все члены обеих семей прини­мают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отноше­ния к вопросам семьи и брака процент разво­дов среди мусульман крайне низок.

Супружеская  измена.

Супружеская измена рассматривается му­сульманами как самый бесчестный и постыд­ный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, по­тому что может вызывать распад даже не од­ной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глу­боки, что их почти невозможно простить.

  • Никогда не занимайтесь супружеской изме­ной, потому что это постыдная вещь и зло, открывающее дорогу другому злу./Коран 7:32

Поэтому мужчинам-мусульманам запре­щается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа. Хорошая жена предпочтет смерть бесчестию.

Полигамия.

В мире господствует много предрассудков относительно присущей исламу идеи полига­мии. Однако в действительности ислам, до­пуская ограниченную полигамию, отнюдь ее не поощряет. Идеальная мусульманская се­мья моногамна и почти все мусульманские браки являются моногамными. Мужчинам-мусульманам разрешается иметь до четырех жен, но только при определенных условиях:

  • первая жена должна знать об этом;

  • следующие жены не должны быть причи­ной раздоров в семье;

  • ко всем женам нужно относиться одинаково.

Так как последнее условие практически невыполнимо, мусульмане часто говорят, что когда Мухаммед давал этот совет, на самом деле он имел в виду, что мужчины должны иметь только одну жену.

Мужчина может взять себе вторую жену если:

  • первый брак не дал детей;

  • первая жена так плохо себя чувствует, что за ней, а, значит, и за ее мужем и детьми, нужен уход.

Мусульмане отмечают, что в странах Запа­да существует своего рода "последовательная полигамия", когда мужчины меняют жен од­ну за другой, в результате чего появляется много детей, растущих без отца. Мусульмане считают, что было бы лучше разрешить поли­гамию, чем иметь в обществе тысячи непол­ных семей и преданных стареющих женщин. Однако, как уже говорилось, моногамные браки являются, без сомнения, идеальными для мусульман.

Вопросы для обсуждения

  Насколько важно, по Вашему мнению, чтобы человек вступал в брак с тем, кто разделя­ет его религиозные убеждения? 

  Что Вы думаете о разделении ролей, между мужем и женой?

  Почему мусульмане думают, что для семьи лучше, если матери остаются дома?

  Что означает равенство в браке?

  Сравните редкую мусульманскую практику полигамии и распространенную во многих западных обществах традицию множественных повторных браков.

  Какова роль отца-мусульманина в семье? Думаете ли Вы, что это хорошо, когда мужчина берет на себя ответственность за свою семью?

  Объясните, почему мусульмане думают, что интимные отношения вне брака являются столь пагубными, приводя к разрушению нравственных ценностей и распаду общества?

  Можете ли Вы указать причины, по которым сосватанные браки, обычные среди мусульман, часто оказываются прочнее, чем браки, заключенные по любви?

                                                     ---------------------------------------------------------------------------

 

                                                     Брачные узы

                                         И тогда промолвил Альмитра: а как же

                                         Брачные узы, учитель?

                                         И тот отвечал:

                                         Вместе вы от рожденья, и вместе

                                         Пребудете вечно.

                                         Вместе, покуда смерти белые крылья

                                         Не разметут дни вашей жизни.

                                         Да, вместе пребудете и в бессловесной

                                         Памяти Бога.

                                         Но пусть между вами будет пространство,

                                         И пусть между вами танцуют

                                         Небесные ветры.

 

                                         Любите, но так, чтобы пленом не стала любовь.

                                         Пусть лучше моря бушуют

                                         Меж берегами ваших сердец.

                                         Наполняйте чаши друг друга, но из одной

                                         Чаши не пейте.

                                         Делите хлеб меж собой, но не ешьте

                                         От одного куска.

                                         Пойте, танцуйте, радуйтесь вместе,

                                         Но каждый из вас да будет один,

                                         Подобно струнам у лютни,

                                         Хоть дрожат они от одних и тех же мелодий.

                                         Отдавайте сердца, но не

                                        На храпенье друг другу.

                                        Ибо лишь Жизни десница держит

                                        Ваши сердца.

                                        Пребудьте в единстве, однако не стойте

                                        Слишком вы тесно:

                                        Ведь не смыкаются храма колонны,

                                        И не взрастают дуб с кипарисом

                                        В тени друг друга.

                                                                                        Халид Гибраи

                                                    --------------------------------------------------------------------------------

 

www.goodcharacter.ru


Нам важно знать ваше мнение