Эти странные еврейские обычаи. Евреи обычаи


Еврейские обычаи и традиции

Как и любой народ, еврейский народ имеет свои традиции и обычаи. Израиль - удивительная страна, где проживают народы разных стран мира и национальностей и где традиции еврейского народа тесно переплелись с традициями, переселившимися в Израиль представителями других национальностей. Именно из-за смешения рас и менталитетов, евреи стараются жить четко выполняя обычаи и традиции своего народа.

Еврейские обычаи и традиции

Праздники у евреев

В Израиле отмечают обычаи и традиции, которые присущи только еврейскому народу.

Самые известные еврейские традиции.

  1. Песах - еврейская пасха, когда вместо традиционных для православных куличей, евреи пекут пресные плоские лепешки (мацу).
  2. Ханука, которую празднуют в ноябре-декабре. В этот праздник зажигают специальные свечи, которые устанавливают в девятисвечные подсвечники (хануки или минори).
  3. В праздник Пурим, который отмечают в феврале все стараются заняться благотворительностью и устраивают щедрое угощение с обязательными для праздничного стола пирожками с маком и крепким алкоголем..
  4. Йом-Кипур - самый святой для евреев праздник, когда они 25 часов постятся и молятся, не моясь и не обувая обувь из натуральной кожи. Это день называется «Днем искупления» и завершается он протяжным звуком из рога барана.
Песах

Свадебный обряд

Это один из наиболее древних еврейских обрядов. Еще совсем недавно свадьба происходила с помощью свахи, которая по просьбе родителей подыскивала и соединяла подходящие кандидатуры женихов и невест. Сегодня услугами свахи пользуются только члены ультаортодоксальной общины. 

Свадебный обряд

Предсвадебные хлопоты и обычаи

Сегодня уже не важно, каким образом образовалась парочка, важно, чтобы потенциальный жених просил руки невесты у ее отца. О серьезности своих намерений жених должен подтвердить солидным выкупом, который он дает за невесту. Предшествует свадебной церемонии помолвка (тенаим), на которой разбивают тарелку, что означает развалины разрушенных храмов в святом Иерусалиме. Эта традиция призывает всех помнить о страданиях и потерях еврейского народа. Разбивают тарелку и на церемонии бракосочетания.

Предсвадебные хлопоты

Время проведения еврейской свадьбы

Праздновать свадьбу можно в любой день, кроме дня шаббата, который начинается с вечера пятницы и заканчивается вечером в субботу. Не проводят свадьбы и в дни еврейских праздников.

Во время шаббата свадьбу не проводят

Какое время считается самым благоприятным для еврейских свадеб?

Самым неблагоприятным временем для проведения свадьбы считается время между Песах и Шавуотом. В этот период был самым трудным в жизни древних евреев, поэтому в эти дни не проводят никаких увеселительных мероприятий.

Благоприятное время для еврейской свадьбы

Современная еврейская молодежь не придерживается этой традиции, которую продолжают чтить ортодоксальные евреи. 

Церемония свадебного обряда

Сама свадебная церемония начинается за неделю до назначенного дня и считается самым восхитительным временем для жениха и невесты.

Церемония свадебного обряда

Для жениха вечеринка

Для жениха организовывают вечеринку (уфруф), когда жених должен отправиться в синагогу на молитву. После молебна жених оповещает своих родных и друзей о предстоящей свадьбе, а они осыпают жениха сладостями и конфетами и предлагают выпить вино.

Для жениха вечеринка

Для невесты очищение

Для невесты совершается обряд другой церемонии. Невесту отводят в специальный бассейн (микву), где она проходит обряд духовного очищения, по условия которого она должна вступить в семейную жизнь духовно и телесно очищенной. Для этого невеста должна снять с себя все украшения, снять лак с ногтей, обнажиться и вступить в воду произнося молитву очищения. Обряд проходит под бдительным надзором старших женщин, которые следят за правильностью выполнения обряда.

Для невесты очищение Совет

Согласно древнееврейской традиции жених и невеста не должны видеться перед свадьбой, но сегодня еврейская молодежь в своем большинстве этим запретом пренебрегают. Если вы хотите сделать настоящую еврейскую свадьбу, помните об этом.

Муж и жена

Жениха и невесту женят под специальным балдахином (хупой) - это еще одна древняя свадебная традиция. Обычно брачную церемонию проводят в синагоге, но строгих правил на этот счет нет. Церемония бракосочетания открывается подписанием женихом и невестой кетубы - своеобразным брачным еврейским контрактом, в которой отдельным пунктом (гетом) прописано право мужа давать жене развод, если она попросит его о нем. Если пара распадется, то мужчина не имеет право оспаривать этот гет. По обычаям еврейского народа, если женщине не дали гет, то она не имеет право вступать в повторный брак. Евреи очень трепетно относятся к семье, поэтому среди евреев очень редки разводы.

Макет свадебной церемонии у евреев

Где можно провести еврейскую свадьбу?

В любой точке мира, где есть еврейская диаспора, синагога и раввин. Если вы, будучи евреем, но не знаете, как провести брачную церемонию в еврейских традициях, обратитесь к раввину, который все разъяснит и проведет бракосочетание.

Еврейская свадьба Вывод:

Обычно в еврейской семье всегда есть старшая женщина, которая знает все обычаи и традиции еврейского народа. Именно такой человек поможет соблюсти все традиции и обычаи свадебной церемонии. Помимо этого еврейский народ богат и другими праздниками, которые также соблюдаются по всем традициям предков.

О еврейском народе

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Самые известные еврейские обычаи и традиции

Большинство еврейских обычаев связано с религиозными праздниками. Переживший множество горестей и лишений народ умеет не только плакать и печалиться, но и радоваться.

С религией тесно связана вся история еврейского народа. Описанным в Священных книгах событиям посвящены праздники, оттуда берут свое начало и многие обычаи.

В Израиле принято праздновать в году целых 4 Новых года, причем ни один из них не приходится на 1-ое января. Согласно еврейским обычаям, праздниками являются также последний день недели и начало каждого месяца.

Праздничная суббота

В субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями и родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над вином и угощением перед трапезой читаются молитвы. Вино принято наливать всем присутствующим.

В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол все время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу.

Праздники и обычаи

Новый год

Новый год евреями начинает праздноваться в сентябре-октябре, этот период — время добрых намерений и раскаяния в прошлых дурных поступках. Во время новогодних праздников принято осмысливать прошедшие события и свои отношения с Богом и окружающими. В Новый год принято есть символические блюда. Чтобы наступающий год стал сладким и щедрым, на стол подают яблоки с медом. Рыбью голову едят, чтобы в поступках руководствоваться головой, а не чувствами, а гранат с многочисленными зернами символически означает множество ожидаемых добрых дел и заслуг.

Йом-Кипур

Самым святым днем в году является Йом-Кипур. Верующие евреи в течение 25-ти часов постятся, не надевают кожаную обувь и не моются. В это время принято усердно молиться в синагоге. Завершается «день искупления» протяжным звуком «шофара» — бараньего рога.

Ханука

В ноябре-декабре отмечается Ханука. При наступлении вечера на подоконнике или на входе в дом зажигается светильник (ханукие). Ежедневно добавляется новый огонек, пока их общее число не достигнет 8-ми. В Хануку по обычаю готовят картофельные оладьи и пончики. Детей отпускают на каникулы.

Пурим

Пурим — самый веселый праздник, который отмечается в конце февраля. В это время веселятся, танцуют и устраивают карнавалы. На праздничный стол ставят торты, вино и сладости, главным блюдом праздника является гоменташен — пирожки треугольной формы, с изюмом и маком.

Песах (Пасха)

В марте-апреле евреи празднуют Песах (Пасху), к которому готовятся заранее. Из дома выносятся кушанья, приготовленные из квашенного теста. На стол подается маца (пресные лепешки), которые едят в течение 7-ми дней.

Свадьбы и похороны

Свадьба в Израиле называется «кидушин», которое переводится как «посвящение». Это означает, что невеста во время торжества посвящает себя жениху. Праздновать свадьбу принято на свежем воздухе, над женихом и невестой держат хулу — специальный навес, символизирующий их общий дом. Пир продолжается 7 дней.

В старые времена похороны были очень сложной процедурой. Из дома покойного нужно было выносить всю мебель, родственники рвали одежду на себе, а соседи выливали имеющуюся у них воду. В настоящее время все значительно упрощено — над покойником в синагоге и дома просто читаются молитвы, а на лацкане делается надрез. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

ritualshik.ru

Традиции и обычаи Евреев

Еврейский месяц определяется по луне, т. е. длина месяца равна времени оборота луны вокруг земли — между 29 и 30 днями. День, когда рождается новая луна, — новомесячье, рош-ходеш. Все время, пока она «живет», длится тот же месяц. Сам смысл слова ходеш (месяц) указывает на это: оно — однокоренное со словом хадаш (новый), т. е. месяц начинается вместе с новой луной. В последнюю субботу перед началом нового месяца молятся и совершают церемонию «Благословения месяца». В некоторых общинах устраивают и праздничную трапезу.

Великий праздник исторического Исхода евреев из Египта и возрождения природы подтверждает эту философскую мысль. Праздник называется Песах 14 Нисана (Пасха, март-апрель). Песах в переводе с иврита — «проходить мимо, миновать». По библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта.

 Песах — это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории — освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.

 По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев — есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца — символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.

 К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи «кашировали» к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.

 Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая «Седер». Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: «Чем отличается эта ночь от других ночей?»).

1.                  Почему во все ночи мы можем есть и хамец («заквашенное», «квасное» — любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения), и мацу, а в эту ночь только мацу?

2.                  Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — горькую зелень?

3.                  Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды?

Почему во все другие ночи мы можем есть сидя, прямо и облокотившись, а в эту ночь все мы пьём облокотившись?

Пурим

Исторические события далекой древности стали основой весеннего праздника «Пурим». Этому празднику около двух с половиной тысяч лет. Он возник, когда еврейский народ был в изгнании, и посвящен чуду выживания еврейского народа. История этого праздника — это история встречи со жгучей ненавистью к евреям, с необузданным желанием уничтожить весь еврейский народ.

 Две важных заповеди, которые евреи исполняют в Пурим, это мишлоах манот (буквально — «посылка яств») и «подарки бедным». В Пурим на улицах можно видеть взрослых и детей, которые несут тарелки и подносы с пирогами, сладостями, бутылки вина. Заповедь эта дана, чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев.

Глубокий смысл заповеди «подарков бедным» заключается в том, что именно в этот день всеобщей радости и веселья нужно помнить о нуждающихся братьях и постараться, чтобы и они приняли участие в веселье и ни в чем не испытывали недостатка. Принято поручать исполнение этой заповеди детям, чтобы приучать их к ней.

Другой древний обычай, придающий Пуриму его особое веселое настроение, — маски и маскарадные костюмы. Есть одно из объяснений этому обычаю: одна из важнейших заповедей, которые исполняют в Пурим, это заповедь «подарков бедным», т.е. цдаки, благотворительности. А лучший способ исполнять эту заповедь — давать деньги нуждающимся так, чтобы бедняк не знал, кто именно дал ему деньги. Поэтому и наряжаются в Пурим в маскарадные костюмы, чтобы бедняки не узнали своих благодетелей и не были смущены.

Обычные пироги и печенье пекут в виде крокодилов, черепах, зайцев и других забавных игрушек. Самое же известное блюдо Пурима — треугольные пирожки с маком — хоменташен (хоменташи).

Сукот-Кущи

В 15-й день месяца тишрей начинается праздник Сукот — самый веселый из главных праздников. В Торе праздник обозначен как «время радости» и время собирания плодов. Одновременно праздник связан и с памятью о 40-летнем странствовании евреев по пустыне. Когда еврейский народ ушел из Египта и двигался по пустыне, чтобы прийти в Страну Израиля, Всевышний окружил его со всех сторон чудесными облаками. Днем они защищали людей от палящего солнца, ночью — от стужи. В шалашах из зеленых ветвей (кущи) или в шатрах жили евреи и во время сбора урожая.

В память об этом 7 дней празднуется Сукот-Кущи. Когда человек покидает свой дом, свою крепость, и уходит вместе с семьей жить в шалаше, он выражает этим свою веру в то, что нет в этом мире другого укрытия, кроме Всевышнего.

Шавуот

Еврей наслаждается, живя в ногу со временем. Это означает, что еврей должен заглядывать в Тору каждый день, и его поступки, его поведение должно соответствовать той главе, которая относится к сегодняшнему дню, неделе, времени года. Другими словами, каждую неделю читая различные главы Торы в синагоге, (а каждая из них, в свою очередь, разделяется на 7 частей) мы должны выносить для себя определенные уроки. Поэтому в воскресенье мы должны брать урок из первой части, в понедельник из второй и т.д. Само слово «Тора» значит учение, поскольку она учит нас, евреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от одного года до другого, от праздника до праздника.

Похороны

Количество различного рода поверий, находивших отражение в похоронном и поминальных обрядах иудаизма, поистине бесчисленно.

После сложной процедуры констатации смерти из дома покойника полностью выносили мебель. Его соседи выливали все запасы воды — считалось, что ангел смерти обмыл в ней свой меч. Оплакивание умершего сопровождалось стенаниями, родственники и близкие рвали на себе одежду.

Очень сложные поминальные установления предписывает Талмуд: «Следующие действия запрещаются носящему траур в первый день — законом, в последние же шесть дней книжниками: брить голову, стирать… мазать голову, исполнять супружеский долг, надевать сапоги, работать, читать закон, приготовлять пышную постель, обнажать голову и приветствовать других». Современный обряд похорон у приверженцев иудаизма сильно отличается от ортодоксального (ортодоксальный — неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения), и абсолютное большинство верующих сегодня не выполняют изнурительные установления. Религиозный обряд похорон чаще всего ограничивается чтением молитв над покойником, как правило, специально нанятыми чтецами, а поминальный цикл — заказами на чтение соответствующих молитв в синагоге. От обычая разрывать на себе одежду остался надрез на лацкане, который делают родственники покойного.

Еврейская свадьба: законы и обычаи

Брачная церемония называется у евреев кидушин, «посвящение». В ходе этой церемонии невеста посвящается своему жениху, и они объединяются неразрывными узами святости. Церемонию проводят обычно под открытым небом. Над женихом и невестой развертывают специальный балдахин, который называется хупа. Это символизирует собой, что невеста входит в дом своего жениха, и они становятся единой семьей под крышей своего дома.

Под хупой совершается обряд обручения – Кидушин, – который ведет раввин. Жених надевает на палец невесты золотое кольцо и произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля!». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему. Это и есть момент заключения брака.

Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода. Ктуба должна быть составлена уже перед церемонией бракосочетания.

Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате – Хедер Ихуд.

За этим следует праздничное застолье.

После завершения кидушин устраивают праздничную трапезу. Свадебный пир продолжается семь дней, которые так и называются: «семь дней пира», с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе. Каждый вечер во время праздничной трапезы произносят «Семь благословений», в которых возносят благодарность Всевышнему за то, что Он создал мужчину и женщину, и соединяет их браком.

Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.

Ханука

Во времена Второго Храма, во II в. до н.э., страну Израиля захватили греки. Они заставляли евреев отрекаться от своей веры, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы и т. д. Греки осквернили Храм, унизив народ до крайности. Настал час, когда семья храмовых священнослужителей подняла восстание, к которому присоединились все, кто не хотел примириться с уничтожением еврейских традиций. Малочисленное войско восставших возглавил воин Йегуда Макаби. Оно разгромило могущественного врага. Когда воины освободили Храм и хотели вновь зажечь стоявший в нем золотой светильник Менору, оказалось, что все масло для Меноры осквернено греками. Нашли один-единственный кувшинчик чистого масла, которого могло хватить только на одну ночь. Однако Всевышний совершил чудо, и это масло горело целых восемь дней.

В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме после победы евреев в 164 г. до н.э., восемь дней празднуется Ханука — начиная с 25-го дня месяца кислев (ноябрь-декабрь).

Едва спускается вечер, зажигают свечи в светильнике у входа в дом или на подоконнике, чтобы объявить всему миру о чуде, совершенном Всевышним. Каждый день прибавляется один огонек, пока в восьмой вечер не горят все восемь. Поют традиционный гимн.Во время праздника принято есть пончики и картофельные оладьи, которые жарят на масле — это напоминает о чуде с кувшинчиком масла. У детей в Хануку веселые каникулы.

Шабат

Самым главным праздником является Суббота («Шабат») — покой. Этот праздник вселенский. Он напоминает о сотворении мира и возникновении народа Израиля. Уже с утра в доме праздничное настроение, накрыт стол по — особому: горят свечи, стоит вино в серебряном бокале, две халы (хлеб), прикрытые расшитой салфеткой. За столом собирается вся семья в праздничной одежде. На столе много еды: фаршированная и заливная рыба, мясо, приготовленное по разным рецептам, в зависимости от места проживания, всевозможные лакомства. Перед едой поют «Шалом-Алейхем». Затем освящается еда. За столом весело говорят о разных делах. После обеда снова молитва: «Господи, придай сил своему народу! Господи, благослови свой народ, даровав ему мир!». Праздничное настроение сохраняется весь день, а вечером — прощание с Субботой («Гавдалы»). Во время Гавдалы зажигается особая плетеная свеча, над которой произносится благословение, — «творящий свет огней». После вечерней молитвы желают друг другу Доброй недели («Шавус тови»), все вместе поют песни.

Ту би-шват

 Ту би-шват известен как праздник посадки деревьев (Новый год деревьев). Называется он по имени того месяца и дня, когда он отмечается: месяц — шват, а день пятнадцатый (на иврите — ту). Итак, Ту би-шват — это пятнадцатое швата, середина еврейского месяца.

 Впервые мы встречаемся с этой датой в Мишне (основной свод законов Галахи — древнего еврейского законодательства). Согласно Мишне, запрещается есть плоды дерева, пока оно не достигнет трехлетнего возраста, поскольку, согласно еврейской традиции, первые плоды посвящаются Богу. Плоды первых трех лет считаются «необрезанными», то есть некошерными, недозволенными к употреблению. Плоды четвертого года следует, согласно традиции, принести в Храм, а на пятый год земледелец может и сам есть плоды из своего сада.

По древнему обычаю в Ту би-шват устраивают особые трапезы — «фруктовый стол». Вся семья собирается вокруг стола, убранного цветами и украшениями, сделанными руками детей. В центре праздничного стола принято ставить блюдо с 15-ю видами плодов, которыми славится земля обетованная: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики и др. Подготовка такого стола требует труда, да и денег, но стоит приложить усилие, чтобы сделать праздник для своей семьи.

В этот день принято выезжать за город, чтобы сажать новые деревья.

Рош-а-Шана (Рош-Гашана )

Новый Год («Рош-а-Шана») по еврейскому обычаю отмечается в сентябре. Празднуют его два дня. Уже собран урожай, можно отдохнуть и подвести итоги сделанного за год, простить тех, кто тебя обидел, и просить прощения у тех, кого обидел ты. Правоверный иудей верил, что Бог в этот день раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека, и каждому выносится приговор

В этот праздник едят много и вкусно. На праздничном столе должно быть виноградное вино, хала с медом, голова рыбы, яблоки с медом. Обязательно нужно съесть гранат: «Пусть твои заслуги станут многочисленными, как зернышки в гранате». Едят рыбью голову, «чтобы мы были головой, а не хвостом». А когда макают в мед кусочек яблока, говорят: «Пусть Новый год будет добрым и сладким».

В этот день в синагоге сто раз трубят в ШОФАР (рог барана), и этот торжественный звук провозглашает власть Бога, дарования Торы и грядущей Мессии.

Существует очень древний обычай: в первый день Рош-а-Шана после полудня выходить на берег реки или озера, чтобы совершить там обряд ТАШЛИХ — «бросание» или «вытряхивание». В наше время существует обычай бросать в воду хлебные крошки — символ наших грехов и ошибок. После этого все ходят в гости, дарят друг другу подарки.

goldmuseum.ru

Эти странные еврейские обычаи - Jewish News

Фотожурналсит Яков Науми, который делает снимки разных необычных ритуалов ортодоксальных евреев, вырос в израильском городе Бней-Брак и учился в иешиве. В юные годы он, как и многие его друзья и родные, лично наблюдал или даже участвовал в странных для непосвященного человека, но вполне понятных и привычных для иудея церемониях. Сегодня он, выходец из ультраортодоксальной семьи, знакомит с ними весь мир.

Для представителей западной культуры лежание в открытой могиле может показаться как минимум странным. Но для ультраортодоксов это вполне нормально, даже полезно — они верят, что это может продлить жизнь. Науми сфотографировал мужчину, который в белом комбинезоне возлежит в могиле, из которой только что подняли покойника.

Ультраортодоксальный раввин танцует «Мицву» на свадьбе своей внучки в Бней-Браке. Ему нельзя прикасаться к невесте.

Тора запрещает мужчине прикасаться к женщине, если он не является ее мужем.

В ходе церемонии под названием «тиш» иудеи празднуют спасение своего народа от уничтожения в древней Персии.

Еврейка ведет курицу на веревке. Потом она три раза прокрутит птицу над головой, чтобы передать ей свои грехи за последний год.

На Flash90.com Яков Науми пишет: «Со временем я научился смотреть на все это другими глазами — глазами человека, которому эти традиции и ритуалы в новинку. Если взглянуть с этой стороны, то даже самые простые церемонии выглядят странновато».

«Я родился и вырос в общине харедим, благодаря чему мне легко понимать и соблюдать хасидские правила внешнего вида и поведения. Со временем мне стало ясно, что, когда представители западной культуры сталкивается с харедим, последние кажутся первым очень странными», — говорит он. 

Несмотря на то, что Науми сам принадлежит к ультраортодоксальному течению иудаизма, некоторые ритуалы и церемонии он наблюдал впервые, когда стажировался в качестве фотожурналиста в газете Behadrey Haredim.

Сотни ортодоксальных евреев образуют змейку, танцуя в Иерусалиме в знак протеста против указа правительства сделать военную службу обязательной для харедим.

Десятки рук тянутся к новорожденному ребенку во время ритуала «пидьён хабен» — выкупа первенца у коэна — в Бней-Браке.

Иудеи выполняют обряд Ташлих, сбрасывая в воду остатки еды, чтобы избавиться от грехов.

Эта церемония называется «Выкуп первородного осла» — осленка и ягненка украшают попонами, расшитыми жемчугом.

Тысячи ортодоксальных евреев собрались на похоронах раби Йосефа Шалома Эляшива в Иерусалиме.

На церемонию свадьбы раби Шалома Рокаха и Ханы Батья Пенер пришли десятки тысяч ортодоксальных евреев.

Иудеи сжигают флаг Израиля на праздник Лаг ба-Омер, который отмечается в память о смерти раввина Шимона Бар Йохая во II в. н.э.

«Делая эти снимки, я не ставил своей целью представить харедим какими-то странными, наоборот — мне хотелось показать, что в этих ритуалах есть свой смысл», — говорит Науми.

Ветви четырех видов растений — пальмы, этрога (разновидность цитрусовых), мирта и ивы — используют в особом ритуале на праздник Хоша'на Рабба.

Дети ортодоксальных евреев из хасидской династии Надворненская на церемонии получения своей первой Торы.

Малыш стоит на подмостках, на которых расположились ортодоксальные евреи, пришедшие на свадьбу Ханайи Йом Тов Липы, правнука раввина Вижницкой династии хасидов, в городе Бней-Брак.

Ортодоксальные евреи собрались на свадьбу Ханайи Йом Тов Липы, правнука раввина Вижницкой династии хасидов, в городе Бней-Брак.

Ультраортодоксы следуют древним заповедям Торы и жнут пшеницу серпами на поле возле города Модиин в центральной части Израиля. Они будут хранить зерно почти год, а потом сделают из него муку, из которой будут печь бездрожжевой хлеб — мацу — на Песах.

Один ультраортодокс из леловских хасидов во время церемонии бичевания — малкот — символично бьет другого кожаным ремнем за совершенные грехи. Дело происходит в синагоге города Бейт-Шемеш.

Женщины из ультраортодоксальной общины идут по улицам квартала Меа Шеарим, покрытые одеждой с ног до головы в знак скромности.

Науми говорит, что если его фотографии заставили кого-то отвлечься от повседневных забот и задуматься над тем, что изображено на снимках, то его миссию можно считать выполненной.

Источник: Daily Mail

Перевод: Ганна Руденко

jewishnews.com.ua

Алексеев А. Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки

Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудки

Часть 1. Общественная жизнь евреев и их отношение к христианам

Вместо предисловия

В настоящее время более, чем когда либо, стали появляться в разных журналах и газетах статейки о евреях, одни уж чересчур восхваляют израильтян, другие же напротив, уж слишком роняют их, так что иной из читателей, не ознакомленный с жизнью евреев, приходит в недоумение и не знает кому верить. Поэтому я, как природный еврей (ныне, по милости Божьей, христианин), желая представить иудеев в том виде, в каком они есть на самом деле, решился написать об общественной их жизни, чтобы дать возможность читателю самому судить беспристрастно о них. Меня особенно побудило в настоящее время написать о жизни евреев еще и то, что большинству из них, а именно ремесленникам и купцам, разрешено Высочайшим Указом, от 16 июля 1865 года жить не в одних тех городах, которые исключительно отведены для еврейского народонаселения, а во всей Русской империи. Поэтому не мудрено, что теперь русскому человеку, более чем когда либо, придется иметь какие- либо отношения с евреями; следовательно, ознакомиться с их жизнью, нравами и обычаями будет в настоящее время весьма небесполезно.

Общественная жизнь евреев

Так как жизнь каждого общества имеет в основании своем религию, то не лишним считаем взглянуть на жизнь евреев в религиозном их отношении, тем более, что жизнь иудея вполне подчинена религиозной обрядности. В изданной нами книге о еврейском богослужении за 1865 г., мы уже говорили, что евреи имеют большую привязанность к своей религии, что они в точности исполняют каждый обряд, утвержденный их раввинами и законом Моисея. Еврей в назначенный час утреннего и вечернего богослужения отправляется в синагогу на молитву, и если обстоятельства не позволят некоторым из них исполнить это, то они, хотя бы дома, а прочитают все молитвы, положенные уставом синагоги. А как они свои праздники сохраняют! Например, в субботу евреи не займутся никаким житейским делом, они и огня не разведут, не вытопят печку даже в самый холодный зимний субботний день; словом, ничего евреи не сделают в шабат; даже во время пожара не пойдут в этот день гасить огонь и спасать свои вещи. Конечно, все это может казаться странным, но удивляться этому не должно, если возьмем во внимание то, что законы Моисея со всей строгостью запрещали евреям заниматься в день субботний житейскими делами, и тем более не должно удивляться, если вспомним, что они клялись на Синае перед самим Богом исполнить все, что Он им повелит; «Вся елика рече Бог, говорили они, сотворишь и послушаешь» (Исход 19 глав. ст. 8). Правда, что израильтяне в скором времени, по получении закона, неоднократно нарушали его, но постоянные чудеса, являемые десницей Божьей в сем народе, заставляли его раскаиваться в своих поступках и благоговеть перед именем Иеговы. И древние израильтяне, вразумляемые чудесами и явлениями славы Божьей, несмотря на свое неоднократное падение, всегда искали утешения в Боге и в Нем находили оное. Но со времени отвержения ими Христа Мессии они лишились прежней любви Божьей и рассеяны, как мы видим, по всему лицу земли1. Но вот замечательно, что они и в рассеянии своем, находясь под влиянием чужеземных государств, везде сохраняют веру свою, нравы, обычаи и постановления; так, например, есть у них, как и у древних евреев, свой духовный начальник, под управлением которого живет, действует и управляется каждая община; есть и домашний свой суд Бездин, нечто похожее на древний синедрион. В каждом городе и даже местечке, где обитают евреи, имеется по нескольку училищ; везде есть синагоги и молитвенный дом; в больших же городах имеется их по нескольку, а во всей России, как видно из доклада министерства внутрених дел, находится 616 синагог, 2435 молитвенных школ с 5109 духовными. Так как все эти учреждения, как и сама жизнь евреев, находятся под влиянием духовных раввинов, то нужным считаем, прежде всего, поговорить о них.

Раввины

Раввин, значит учитель, и древние раввины соответствовали этому названию – они учили в храме, на стогнах и везде, где только имели к тому возможность. Это видно из того, что сам Господь наш Иисус Христос, посещая Иерусалимский храм, нередко находился там посреди учителей. Так учение распространялось не только в Иерусалиме, который был тогда центром иудейского просвещения, но и в самом плену вавилонском в деле учения не было застоя. История евреев сохранила память об этом: она повествует, что в тевериадских и яффских народных училищах находились сотни учеников, с которыми раввины часто день и ночь занимались изучением закона Моисеева. Один знаменитый учитель – Гилил, по свидетельству еврейских хроник имел около 1000 учеников, которые с горячей любовью слушали его учение. Но древние раввины, занимаясь делом обучения, занимались и разными работами и разными ремеслами, так, например, находим в Тадмуде, что раввин Иойханан Гасандлер был сапожником, раввин Ицхок был кузнецом, раввин Шейсас был цирюльником, а раввин Мойше Бенахмон, известный у евреев под громким названием Раммбам, был медиком; наконец, раввины и последнего плена занимались тоже ремеслами и медициной. Раввин Гамалиил, которого еврейская хроника называет патриархом, занимаясь врачебной наукой, прославился ею так, что император Феодосий и сыновья его, Гонорий и Аркадий, возвели его в почетное звание префекта. Иные же раввины занимались торговлей, так, например, учитель Ейхонан занимался 40 лет торговлей, а остальные 20 лет посвятил защите перед синедрионом вдов и сирот. Он сделался таким ревностным и достойнейшим учителем, что евреи уподобляют его Моисею, а учение его читается ими охотно и до ныне2. Но позднейшие, раввины3 совершенно изменили обычаи своих предшественников: они не только не занимаются ремеслами, но не исполняют и главной своей обязанности – не учат народ, а если кто из них учит, то обыкновенно набирает не более 2 или 3 мальчиков и обучает их не столько закону Моисея и пророков, сколько Талмуду. В общественных же собраниях и синагогах, в которых они бы- вают ежедневно, не поучают, а прийдя туда, обыкновенно усаживаются на первых, приготовленных для них местах и молятся как все миряне. На раввине не лежит прямой обязанности совершать богослужение, и уже много, если он 3 или 4 раза совершит оное в году. Что же делает раввин? – спросит нас читатель. – Какое его назначение, если он не учитель народа и не служитель алтаря? Он величается только именем раввин, а главная его обязанность совершенно другая: его скорее можно назвать начальником и судьей, чем учителем; он решает все общественные вопросы и наблюдает за точным исполнением всех талмудических обрядов. Так, например, многие раввины при наступалении шабата обходят все лавки и побуждают торгующих закрыть их и поспешить в синагогу, дабы встретить священную субботу (Мекабель Шабат).

Одна из главных церковных обязанностей раввина есть та, чтобы благословлять народ; благословение раввина так важно для евреев, что оно напутствует их при всех обрядах: при рождении, при обрезании дитяти мужского пола и при браке. Еврей, отправляющийся в путь или желающий предпринять какое-либо дело, идёт за благословением к раввину и, получив оное, благодарит его чем может. Вообще евреи весьма уважают раввинов и поддерживают их в материальном отношении.

Есть у евреев и казенные раввины; эти раввины, несмотря на то, что получают всестороннее образование в раввинских училищах, пользуются меньшим уважением в сравнении с духовными раввинами. И хотя исправляют некоторые церковные еврейские требы, но не пользуются в народе ни тем почетом, ни теми выгодами жизни, какими обыкновенно пользуются духовные раввины. Почему же это так? Во-первых, потому, что казенные раввины избираются не самими евреями, а поставляются русским правительством, а это, главным образом, и отталкивает евреев от казенных раввинов; они не любят их, несмотря на то, что правительство поставляет казенных раввинов с благой целью – направить израильтян к более правильной и истинно просвещенной жизни. Во-вторых, казенные раввины не нравятся евреям потому, что они не умеют так ловко подделываться к прихожанам, они не приспособились в равиинских училищах выставлять себя перед народом святошами, какими обыкновенно являются духовные раввины. В самом деле, много нужно иметь уменья лицемерить, чтобы расположить к себе еврейский фанатизм. Евреи желают в раввине видеть человека пожилого, такого человека, который бы коснел многие годы перед лицом их над книгами Талмуда и ярился бы в их приходе не с аттестатом раввинского училища, а с одобрением своих достопочтенных высших раввинов – цадиков, которые бы могли засвидетельствовать об их примерной и опытной жизни, а этого-то лишен юноша, вышедший из раввинского училища. Поэтому, повторяем, и трудно казенному раввину расположить к себе своих соотечественков, оттого и приходится жить почти бедно казенным раввинам, которых евреи считают лишними для себя.

Да! Незавидно положение казенного раввина. Но зато, как хорошо, богато и тщеславно живут высшие окружные раввины или, так называемые, цадики! Они имеют такое же высокое значение, какое у христиан имеет митрополит или архиерей. Но как же достигается звание цадика? Оно достигается следующим образом: какой-нибудь ловкий и хитрый фарисей, изучив бездну премудрости Талмуда и учение каболы4, старается приобретать как можно больше учеников, которыми он постоянно руководит в делах веры, рассказывает им о важных религиозных предметах и чудесах разных раввинов, не редко будто бы, открывших ему в сновидениях тайны Божьи. Ученики, не подозревая обмана в рассказах, охотно слушают учителя. Я сам во время детства своего имел случай, при содействии отца моего, подслушать рассказ одного цадика Сроля, которым он заинтересовал многих евреев. Он уверял, что Господь открыл ему в ночном видении о скором избавлении от плена, и что Бог желал бы ускорить это, но грехи Израиля препятствуют. Вот такими-то рассказами и привлекают к себе учеников люди, домогающиеся звания цадика, а ученики эти рассказы передают другим; и прежде, чем цадик явится куда-либо, о нем уже говорят как о святом и начинают благоговеть перед ним даже и те, которые не имеют понятия о нем. Поставив себя в такое положение, цадик начинает разъезжать со своей свитой по городам и везде начинает проповедовать, старается явить перед народом дела свои в лучшем виде и посетить какой-нибудь город, наполненный более евреями, непременно в субботний день и отправить там службу; и если его не попросят совершить оную, то он напросится сам. После службы цадик приглашается к хорошему обеду, за которым почетный гость опять красноречиво проповедует (цадики особенную страсть имеют рассыпаться в разговорах во время обеда, чем также немало привлекают народ). Цадики привлекают своей проповедью к себе народ до того, что их нередко носят на руках, целуют руки и полы одежд и жертвуют для них всем, чем только могут. Оттого-то и живут цадики богато, а что они живут богато и тщеславно, не лишним считаем в подтверждение привести статью, помещенную во многих журналах и газетах5. Так, например, в Домашней Беседе читаем следующее: Сада-Гора, ничего более, как небольшой еврейский грязный городок, находящийся в Буковине недалеком расстоянии от Черновиц. Несмотря на это, он имеет для евреев особенную притягательную силу, заключающуюся в семействе Изрольки, из племени которого, по убеждению евреев, должен родиться Мессия. Семейство Изрольки скопило несколько миллионов. Сада-Гора сделалась местом поклонения польских, русских, галицких, молдавских и валахских евреев. Они вменяют себе в непременную обязанность посетить, хоть раз в жизни, означенного цадика и одарить его, кто чем может; самый скаредный еврей ничего не жалеет для Изрольки. На эти приношения воздвигнут дворец для мнимого святого, окруженный небольшим числом изящных домов, в которых живут зятья и дочери Изрольки. В них собрано все, что роскошь и великолепие могли придумать лучшего. Во дворце находится серебряная комната, в которой расставлены всевозможные серебряные сосуды старых и новых фасонов. Жилые комнаты украшены великолепными турецкими коврами и тяжелыми шелковыми занавесями. В конце большого парка находится прекрасно устроенная оранжерея. Эти изобретения самой утонченной роскоши составляют посреди грязных домишек Сада-Гора что-то похожее на волшебный замок. А владетель этих богатств, в руках которого сосредоточено столько сокровищ, и одно лицезрение которого составляет для суеверных евреев великое счастье, покупаемое богатыми приношениями, есть не иное что, как олицетворенное тупоумие Ребехо Изролько (так называется этот человек, совершенный идиот). Под его седыми волосами не живет мыслящий разум, в груди его нет никакого чувства, ходить он не иначе, как операясь на проводника не из слабости, а из животной бессознательности. Разговор его состоит из несвязных звуков, понятных одному его семейству и секретарю. Когда он показывается на улице, что бывает обыкновенно известно за несколько часов, все окошки, дворы, улицы и площади наполняются людьми, которые поднимаются часто на деревья, крыши, чтобы только взглянуть на своего идола. У Ребехо Изролько есть жена, дочери и сыновья. Дочери его выходят замуж почти детьми. Каждому из его зятьев, которые выбираются обыкновенно между самыми богатыми людьми, вменяется в обязанность поселиться в Сада-Гора и построить себе дом поблизости отцовского двора. Дочери ходят дома в бархате и шелке. Ежедневные кафтаны его сыновей и зятьев шьются нз самых дорогих материй. У маленьких детей есть няньки: француженка, англичанка и немка, сверх того гувернантки и гувернеры, как у каких-нибудь принцев. Множество секретарей ведут дела дома, состоящие большей частью в приеме денежных приношений и других даров. Перед обедом Ребехо Изролько назначает аудиенции, т. е. принимает в присутствии своего секретаря некоторых поклонников. Не произнося сам ни одного звука, он дозволяет им посмотреть на себя и принимает обычное приношение, состоящее уж никак не менее, как из десяти австрийских гульденов. Иногда Ребехо Изролько катается. Прежде за его каретой следовала другая карета с музыкантами, которые во время катания играли лучшие пьесы, но в настоящее время это уже более не делается, вероятно, по настоянию правительства. Вот как живут еврейские святоши, пользуясь полной доверчивостью своих суеверных собратьев, они живут как нельзя лучше.

Еврейский суд Бездин

В каждой еврейской общине имеется свой домашний суд, Бездин, а в больших городах по нескольку. В этом суде даёны6 – судьи, а председатель суда раввин; устав, которыми руководствуется этот суд, есть Талмуд. Так как настоящий иудейский суд представляет некоторое подo6иe древнего иудейского суда, то поговорим несколько о нем, прежде чем будем говорить о настоящем еврейском суде. Иудеи, находясь в плену, получали дозволение императоров устраивать свое административное управление, известное под назвашем Синедрион. Все дела Синедриона вверялись главному иудейскому начальнику, или председателю, который в западном плене носил имя Рош-Абот или патриарх, а в восточном – князь пленения. Он определял все гражданские и церковные должности, назначал законоучителей и всех, начиная от раввина, преподававшего в школах, до самых низших учителей при отправлении обрядов. Так как власть патриарха и синедриона распространялась на весь рассеянный народ, то нужно было, чтобы она, так сказать, присутствовала везде, где в ней оказывалась надобность. Для этого назначались опытные люди, которые обязаны были в известные времена посещать синагоги, утешать благочестивых и наблюдать за исполнением обрядов. Они назывались посланниками по роду своих обязанностей. Другие, называвшиеся архисинагогами, составляли большое общество почетных раввинов, день и ночь погруженных в молитву и в изучение священных книг. В важные праздники в те дни, когда все израильтяне собирались для богослужения, архисинагоги с кафедры поучали народ истинам веры. Короче сказать, как синагоги, так и все члены её имели большое влияние на еврейские общества, как в поучительном, так и судебном отношениях. Но не таковы действия настоящего иудейского суда, он не принимает на себя труда входить в духовные нужды израильтян, а занимается исключительно судебным делом, да и этим занимается весьма плохо. Бездин не всегда защищает безза- щитных и гонимых: у него не ищи милости те, которые хотя бы в малом показали себя нарушителями талмуда или худыми исповедниками своей веры. Доноси, например, на таких кто-нибудь, их обвинят, хотя бы они и были правы, а виновных святош оправдают. Казалось бы, что означенный суд за такие проделки должен бы хоть когда-нибудь навлечь на себя неудовольствие со стороны некоторых благонамеренных евреев, но нет – он пользуется большим уважением у всех евреев, и каждое его предписание исполняется свято, и это потому, что евреи убеждены, что Бездин исполняет свое дело законно, поскольку он руководствуется правилами талмуда, следовательно, он уже не- погрешим, и противник суда считается противником Бога.

Как же действует этот суд? Для примера укажем хотя бы на следующее: положим, что два еврея не поладили между собой, обиженный идет, прежде всего, к духовному раввину и рассказывает ему про свою обиду. Раввин, выслу- шав его, немедленно посылает шамаса за виновным, и тот неприменно является. Выслушав обоих, раввин заставляет того, которого он нашел виновным, удовлетворить обиженного; если он соглашается, то тем дело и оканчивается. В противном же случае раввин предоставляет истцу право передать дело в суд, который обязан пригласить и раввина в качестве председателя. Судьи, выслушав судимых, объявляют виновному свой приговор и предлагают ему удовлетворить обиженного; если он соглашается, то берут с него подписку и отпускают с миром. Если же упорствует, то дело это вносится в книгу, а ему объявляется, что если он в течение трёх дней не удовлетворит обиженного и не раскается перед судом, то подвергнется наказанию; если и это предостережение не подействует, то суд немедленно принимает против виновника свои меры; а меры его такие, чтобы по совету раввина согнуть в дугу дерзкого отступника талмудического суда. Да с ним так и поступают. Прежде всего, Бездин публично налагает на преступника херем, т. е. предает его анафеме, а если и тогда не раскается, то херем усиливаемся и вот до какой бесчеловечной степени:

1) виновный лишается должностей, которые он исполнял в кагале или братствах (Хеврес),

2) он исключается из общества и братства,

3) он не допускается ни в какие собрания, и ни к каким церковным обрядам, совершающимся в синагог

4) его не принимают ни к общественному, ни к частному пиру;

5) у него никто не должен нанимать квартиры или лавки;

6) если ослушник ремесленник, то заказывать у него работы воспрещается;

7) если кто заключил с ослушнйком обручальный договор, то другая сторона освобождается от этого обязательства, не подвергаясь обыкновенному в подобных случаях взысканию штрафа и возвращения издержек;

8) позволяется (для раздражения против отступника общества и фанатизма) выставить свидетелей, что отступник ел трефное мясо, и что он, по смыслу Талмуда, величайший беззаконник и вредный член общества;

9) вменяется в обязанность всякому свидетельствовать против такого, если что-нибудь кому-либо известно.

Словом, с ним делают все, что только может придумать Бездин и кагал. Эти последние, которые сильно влияют на общественную жизнь евреев, подобрав в свои руки осужденного еврейским судом и раввином, причиняют ему разные неприятности, при удобном случае представляют их христианскому правительству как вредных членов общества; для исправления нередко требуют полицию, которая в этом случае делается слепым орудием наказания непокорных еврейскому Бездину.

Вот меры, принимаемые иудейским судом, побуждающие каждого израильтянина бояться Бездина и чтить его установления, а бездин повелевает слушаться и кагал.

О еврейском кагале и о других еврейских обществах

Кагальники суть лица, управляющие общественными делами евреев. В кагальники избираются преимущественно такие люди, которые успели обратить на себя внимание своих собратьев примерной жизнью в духе талмуда. Справедливость, однако, требует сказать, что кагальники, в сущности, ничем не отличаются от других евреев, разве только ханжеством и святошеством, без чего немыслимо быть кагальником. Кагальники занимаются тем, что собирают подати, ставят рекрутов и проч.

Воля кагала священна для евреев, и он делает что хочет. Кагальники не редко отдают в рекруты сирот и одиноких, а не из очередного богатого семейства или знающих Талмуд, которых они часто избавляют и от разных повинностей; словом, они во зло употребляют власть свою. В руках кагальников сосредоточены все денежные сборы, которыми они распоряжаются по своей воле и живут по большой части на мирской счет. А что кагальники действительно во зло употребляют и, в особенности, прежде употребляли доверие собратьев своих, то это видно из того, что Русское правительство, до которого доходили неоднократные жалобы на кагал многих невинно гонимых израилитян, нашло нужным уничтожить кагалы, которые официально и уничтожены Высочайшим указом в 1844 году. Однако, на самом деле они до днесь существуют, и хотя скрытно, но ведут дела свои так же, как велит им Талмуд, раввины и собственные их выгоды. Но мы не будем распространяться о таковых лицах, каковы есть кагальники, а поговорим лучше о других, более замечательных обществах еврейских.

Между евреями есть много благотворительных обществ. Первое и главное из них известно под именем хевре кедойше, т. е. общество святое. Членами сего общества избираются люди, отличающиеся нравственной жизнью и обладающие материальными средствами. Служат они год, два и без всякого возмездия. Это общество имеет влияние и на все другие благотворительные учреждения, и в руках его сосредоточены почти все приношения усердствующих.

Второе благотворительное общество носит название ахнусис орхем. Оно печется о странниках, печется о том, чтобы дать им приют и проч.

Третье общество называется талмуд торы. Его обязанность состоит в том, чтобы заботиться об образовании еврейскик сирот.

И наконец, четвертое общество, называемое бикерхойлем, обязано посещать болящих.

Укажем, для примера, как действуют упомянутые нами общества. Положим, что дошло до сведения главного общества о каком-нибудь несчастном семействе, что оно находится в бедности. Габе, старший член общества, тотчас проводит совещание с прочими членами, и тут же определяется известное nocoбиe нуждающимся. Дальнейшее же попечение об этом семействе, например, об образовании детей (если они есть) поручается другому обществу – хевре талмуд торы, которое отдает детей в школу и платит за них.

Общество странноприимства исполняет свое дело. Узнав, что появилось в городе несколько странников, оно поручает своему члену, чтоб он отвел им квартиры, в особенности, на время празднования шабата, где они имеют даром и пищу.

Точно также и члены других обществ исполняют свои дела и находят средства помочь нуждающимся. Но откуда, спросят нас, добываются эти средства? Вот откуда: каждое общество посылает раз в неделю члена своего с запечатанной кружкой собирать деньги по городу, и каждый еврей охотно приносит свою лепту в пользу неимущих братьев. Собранные деньги поступают по принадлежности. Благотворительность достигает своей цели, ибо вместо того, чтобы нищий криком и стоном вымаливал подаяние, получает оное без всякого попрошайничества. Одного жаль, что из означенных приношений употребляется много денег на обучение сирот Талмуду, который не доставляет им никакой существенной пользы, а только губит и время и здоровье детей, ибо многие из них остаются на всю жизнь праздными талмудистами, что увидим из нижеследующего.

Еврейские училища

В каждом еврейском местечке из юго-западных губерний имеется по нескольку еврейских училищ, известных под названием хейдеры. Они помещаются по большей части в конце города, в небольших грязных домишках, лишенных свежего воздуха, необходимого для здоровья человека. Училища эти делятся на высшие, средние и низшие. Кроме сих, есть еще и другие учебные заведения, именуемые талмуд торы и ешиботы. Учителей во все училища избирают сами евреи. В низшие поступают учителями люди с ограниченными познаниями, а в высшие – хорошо знающие Талмуд.

Так как евреи весьма уважают дело образования, то училища всегда полны учениками. Каждый родитель с наступлешем дня побуждает сына7 скорее бежать в школу; даже в ненастную погоду самые малые дети не избавляются от школы, и их несут туда на руках своих родители или бельферы – учительские помощники. Занятия учителей следующие: в низшем училище учитель учит каждое дитя отдельно минут по десяти, и приучает его более чтению, письму и некоторым молитвам. Занятия продолжаются с 8 до 12 часов, потом с 14 до 17. По окончании занятий бельфер выстраивает детей в шеренгу и громким голосом читает с ними молитвы.

В средних училищах учение производится следующим образом: классы начинаются с утра и продолжаются до 2 часов; и от 3 пополудни до 8-ми часов вечера. Зимой занимаются и по вечерам; училище освещается одной тонкой свечой, за которой сидят ученики, занимающиеся в присутствии учителя с великим шумом. Курс среднего отделения состоит в прохождении пятикнижия Moиceя, что продолжается год или два, смотря по способностям учеников,

azbyka.ru

Еврейские традиции | Нескучные гиды Израиля

Еврейские традиции и обряды в своем большинстве связаны с религиозными праздниками. Как известно, этот народ пережил немало печали и утрат, но, все же, они не потеряли способность веселиться.

С религией связывается история этого народа, берущая истоки в древние времена, которые описаны в Священных книгах. Оттуда же берут начало еврейские традиции и обычаи.

Одной из традиций является оставлять субботу – седьмой день — для выходного. В этот день нельзя заниматься делами, которые тревожат человека в будни, нельзя вести разговоры о деньгах и расчетах, и даже не желательно готовить еду. Нельзя использовать искусственное освещение, вместо него ставятся свечи.

Если речь заходит о женитьбе, то она считается особой еврейской традицией. Невеста как бы посвящает себя своему будущему мужу. Празднование должно проходить на открытом воздухе, а над молодыми всю церемонию держат хулу. Это навес, который символизирует совместный дом новобрачных. Отмечается свадьба семь дней.

Что касается брака, то в иудаизме принято считать, что женщина и мужчина друг без друга – это неполноценные личности. Также иудейские законы и еврейские традиции позволяют вступать в брак девушкам с 3-х лет, к тому моменту она уже считается полноценной женщиной. А мальчик становится мужчиной в 13 лет.

В возрасте трех лет, естественно, малышка не может сама решать за кого она выйдет замуж. Поэтому, если ее отец изъявил желание выдать свою дочь замуж, то он может это делать без ее согласия, т.к. девушка считается собственностью отца. Если отца нет, то ответственными за супружество женщины будут братья или мать.

В иудаизме возможно многоженство. Либо во избежание голода, либо в случае вдовства или бесплодия жены. В XI в. был введен тысячелетний запрет на многоженство. Он объяснялся тем, что везде в Европе была моногамия, также тем, что многие европейские евреи торговали в мусульманских странах, где находили новых жен, а прежних оставляли в Европе. Сейчас многоженство существует. Но есть определенные запреты: если у мужчины есть одна жена, то ее сестру нельзя брать второй женой. Также еврейские традиции и обычаи предполагают, что нельзя жениться на дочери и матери и нельзя иметь более 18 жен.

Право на расторжение отношений девушка имела уже с XII века. Муж обязан подтвердить развод, даже если он нарушил какое-то одно свое супружеское обязательство.

По еврейской традиции, если муж сбегает или исчезает по непонятным причинам, то женщина остается «связанной». Она не может вступить в новый брак или подать на развод, т.к. подтвердить его должен лично сам муж. До сих пор не существует ни одной легальной процедуры, которая поможет решить проблему женщины с пропавшим мужем.

Когда же случается горе, и кто-то умирает, то человека хоронят. Раньше это был сложнейший обряд: из дома покойного сначала выносили мебель, соседи выливали абсолютно всю воду, которая стояла у них в доме, а родственники должны были рвать на себе одежду. Сейчас процедура проходит намного проще: над умершим читаются молитвы.

У евреев не принято преподносить на могилу цветы. Вместо них кладутся небольшие камни.

Вот такие еврейские традиции и обычаи существуют и сейчас. Евреи очень тщательно берегут свои обряды, знают свою историю и происхождение. Именно это держит народ в единстве.

Также читайте статью Еврейская кухня.

israelguids.ru

Еврейские обряды и традиции — Интересные факты

Многие еврейские обряды уже давно утратили свою значимость. И больше всего им следуют сторонники ортодоксального направления иудаизма. Однако несколько традиций соблюдают почти все евреи.

Например, по достижению 13-ти лет каждый мальчик называется бар-мицвой, т.е. совершеннолетним, что выражается во время обрядов. И если раннее за все поступки ребенка отвечали родители, то с этого возраста юноша сам несет ответственность за соблюдение религиозных и морально-этических требований общины, должен исполнять свои обещания и имеет право жениться. Также мальчики допускаются к чтению Торы. Первое чтение новоявленный мужчина осуществляет во время обряда, а перед этим отец возносит благодарственную молитву Творцу за то, что снимает с себя ответственность за отпрыска.

Девочки же считаются совершеннолетними с 12 лет. И в последнее время они тоже все чаще принимают участие в обряде бар-мицва. Только к чтению Торы не допускаются. Присутствующие гости обычно дарят подарки на свой выбор, а вот родители мальчика обязательно преподносят ему талит – традиционную одежду для молитвы.

Примечательно, что в 83 года еврей имеет право заново пройти этот обряд. Среди большинства иудейских общин считается, что жизнь человека длится 70 лет. Если же получается прожить дольше – значит человеку дарована возможность начать жизнь по новому кругу, соответственно к 83-м годам он достигает второго совершеннолетия.

Еще одним интересным обрядом считается гиюр, т.е. обращение в иудейскую веру. Сам по себе обряд не очень примечательный, он включает в себя обрезание для мужчин и купель в ритуальном источнике-микве для всех.

Ценность гиюра в его редкости. Дело в том, что иудаизм одно из немногих вероисповеданий, которые крайне неохотно пускают в свою общину новообращенных, сводя их количество к минимуму. Каждый отдельный случай рассматривается судом раввинов, в который желающим необходимо подать прошение.

Не поощряется даже смена веры ради заключения брака. А если у новообращенного человека уже есть дети, зачатые до обряда, то они не признаются евреями и становятся своего рода изгоями. Впрочем, дети, рожденные от обращенной женщины после обряда, хоть и считаются евреями, но точно не относятся к завидным партиям для брака. Поэтому столь редко создается семья из людей различных вероисповеданий. В этом случае молодым проще уехать и жить особняком от общины, чем остаться. Хотя, возможно, именно в соблюдении таких жестких заветов и кроется один из секретов национальной сплоченности и единства еврейского народа.

www.abcfact.ru


Нам важно знать ваше мнение